Авиация и космос
|
|
Sokol | Дата: Сб, 12.02.2022, 11:32 | Сообщение # 26 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 12 февраля 1955 г. 67 лет назад Советское правительство приняло решение о создании космодрома Байконур
Космодром «Байконур» – первый и крупнейший (площадь 6 717 км²) в мире космодром, расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюра-Там. 12 февраля 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет и запуску искусственных спутников Земли.
Однако строительство площадки началось еще раньше. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Строительство велось с невероятной быстротой. Уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона.
Байконур имеет большое международное значение. Именно отсюда был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», межпланетные космические аппараты.
Байконур – один из космодромов планеты, предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту. Орбита МКС была подобрана с учётом широты Байконура– с него планировали осуществлять (и осуществляют) основные запуски.
После распада СССР в начале 1990-х годов космодром отошёл Казахстану и сегодня арендуется Россией до 2050 года. К 2009 году российские военные покинули космодром Байконур, и он был передан Роскосмосу. Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области.
В дальнейшем Казахстан планирует самостоятельную эксплуатацию Байконура после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома Байконур Россией после 2050 года.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 06.03.2022, 14:51 | Сообщение # 27 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 6 марта 1913 г. родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН (1913 — 13.11.1985), летчик-ас, сбивший в Великую Отечественную войну 59 самолетов врага, первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации. 6 марта всегда называл своим днем рождения сам легендарный летчик, хотя на самом деле его следовало бы перенести по новому стилю на 19 марта.
Родился он в городе Новониколаевске (ныне это Новосибирск). На пути в авиацию с 10 лет работал кровельщиком на стройках, не только помогая заработком семье, но и оправдывая заработанную прадедами фамилию. В своей жизни они всегда клали печи, печные трубы и крыши. Покорение воздуха стало в те годы мечтой многих мальчишек, потому Александр, прочитав, что в летную школу берут имеющих специальность токаря или слесаря, после семилетки поступил в фабрично–заводское училище (ФЗУ) учиться на слесаря–инструментальщика. Отец обозвал его тогда нахлебником, так как заработок кровельщика не шел ни в какое сравнение с ученической стипендией, а сын собрал вещи и навсегда покинул родной дом, но продолжал, как мог, помогать семье.
Он стал курсантом школы авиатехников в Перми, прошел курсы усовершенствования, нес службу в Краснодаре, но в школу пилотов был принят только в 25 лет. Это была знаменитая Кача под Севастополем. Там после первого полета его наказали за воздушное хулиганство тремя днями дежурства на земле. Успешно завершил обучение и едва не лишился права летать, так как не указал в анкете, что его отец в прошлом занимался торговлей. Это было почти преступлением, но отстоял начальник школы. Службу в полку будущий ас использовал, чтобы стать летчиком–снайпером (он в три с половиной раза превышал нормативы процентного попадания в цель), уметь вести бой при максимальных перегрузках (бывало, что после приземления кровь шла носом), уже тогда вырабатывал нестандартные тактические приемы.
Но война — не учеба! В первый день войны после неверного сигнала к атаке он по ошибке подбил свой же бомбардировщик. Первого врага уничтожил 26 июня. Начинал войну Покрышкин на МиГах, потом пересел на американскую «аэрокобру». Его звездный час настал, когда в 1943 году развернулось воздушное сражение над Кубанью. Покрышкин в той битве сбил 24 самолета, не считая уничтоженных в группе. Стоило потом появиться Покрышкину, как в эфире раздавалась команда: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»). Другой трижды Герой — Иван КОЖЕДУБ — всегда считал себя его учеником, брал с Покрышкина пример не только как воевать, но и как жить.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 18.03.2022, 13:54 | Сообщение # 28 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 18 марта 1965 г. 57 лет назад Первый в истории выход человека в открытый космос
Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы. За выходом в открытый космос следила вся страна.
Это произошло 18 марта 1965 года. Алексей Леонов находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут. Выбравшись из люка, он легким толчком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и вошел в шлюз.
Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.
Через некоторое время после выхода в открытый космос советского космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам.
3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в космос.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Алексеевич | Дата: Пт, 18.03.2022, 14:31 | Сообщение # 29 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 5828
Статус: Оффлайн
| Sokol, Sokol, Цитата Sokol ( ) 18 марта 1965 г. 57 лет назад Первый в истории выход человека в открытый космос
Мы с Вами это помним! А марки напоминают о таком событии!
Всем удачи! Алексеевич (Михаил) Хойна, в/ч пп 11079
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 23.03.2022, 11:27 | Сообщение # 30 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Анатолий Ляпидевский советский летчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза
23 марта 1908 114 лет назад — 29 апреля 1983 39 лет назад
Советский летчик, генерал-майор авиации, один из первых семи Героев Советского Союза – Анатолий Ляпидевский прежде всего известен как авиатор, благодаря чьей смелости была спасена экспедиция челюскинцев. Но это всего лишь одна веха в жизни этого человека, чья деятельность долгие годы была закрыта грифом секретности…
Анатолий Васильевич Ляпидевский родился (10) 23 марта 1908 года в казачьей станице Белоглинской Ставропольской губернии, в семье священника, а детство его прошло в городе Ейск. Работать он начал еще подростком и перепробовал многие профессии: был подручным в кузнице и на маслобойном заводе, учеником слесаря и мотористом косилки…
В 1926 году Анатолия призвали в ряды Красной Армии, он хотел стать моряком, но квот в мореходные училища не было, и он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем, в 1928 году, окончил и Севастопольскую школу морских летчиков. После чего Ляпидевский служил в ВВС Балтийского флота и инструктором в Ейской школе морских летчиков. После увольнения из армии в 1933 году, его за «непролетарское происхождение» отправили работать пилотом на Дальний Восток – в управлении Гражданского Воздушного флота. А затем он подал рапорт с просьбой зачислить его на службу в только что открывшееся управление Главсевморпути, где его и застала новость о катастрофе парохода «Челюскин».
Ляпидевский принимал самое деятельное участие в спасении «челюскинцев» – совершив 29 поисковых вылетов исключительно в трудных погодных условиях, именно он 5 марта 1934 года обнаружил лагерь экспедиции, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек (10 женщин и 2 детей). И уже вслед за ним другие советские летчики вывезли остальных полярников. Слава на Ляпидевского и других его 6-х коллег «свалилась» после публикации об их подвиге во всех советских изданиях.
В народе летчиков прозвали «великолепной семеркой», а за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, им всем были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. Кстати, по Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем №1 (а когда в августе 1939 года была учреждена Золотая Звезда, то и медаль №1 досталась ему). Теперь для молодого летчика-героя были открыты все двери…
В 1935 году он вновь вступил в ряды Красной Армии и поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, после окончания которой в 1939 году был назначен заместителем начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, потом перешел в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), а перед самой войной был назначен директором авиационного завода № 156 в Москве (а с октября 1941 года – в Омске).
С началом Великой Отечественной войны Ляпидевский возглавил 4 отдел НИИ ВВС, а в сентябре 1942 года стал заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. На его плечах лежала забота о сотнях боевых машин, возвращавшихся из воздушных боев. В 1943 году он вновь занял пост директора авиационного завода.
После окончания войны Анатолий Васильевич, которому было присвоено звание генерал-майора авиации, сначала был назначен на пост главного контролера Госконтроля, а в 1949 году – заместителя министра авиационной промышленности СССР. В том же 1949-м Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), занятом созданием водородной бомбы. Там он работал в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, в том числе И.Таммом и А.Сахаровым, а о своей работе не рассказывал даже самым близким. Известно это стало лишь в 1961 году, когда над Новой Землей была испытана самая мощная в мире 50-мегатонная водородная бомба. А все участники правительственной комиссии, в том числе и Ляпидевский, получили огромную дозу облучения.
В 1961 году Анатолий Васильевич по состоянию здоровья уволился в запас. Но диагноз «лейкемия» не стал для него приговором, и совсем в отставку генерал-майор авиации не ушел. Не усидев на пенсии, он долгое время работал ведущим конструктором в КБ Микояна, куда его пригласил сам Артем Иванович, – руководил разработкой МИГов.
Ляпидевский был настоящим трудоголиком, ни минуты не мог сидеть без дела. В 1930-х годах он к тому же был членом ЦИК СССР 7 созыва, а в 1937-1946-х – депутатом Верховного Совета СССР. Его перу принадлежит книга «Пятое марта». Генерал-майор авиации он был награжден многими государственными наградами. В начале 1983 года простудившись на похоронах летчика Василия Молокова, своего товарища, с которым вместе спасал челюскинцев, Ляпидевский серьезно заболел (ведь человеку с диагнозом лейкемия опасен даже насморк) и уже не смог оправиться.
29 апреля 1983 года Анатолий Васильевич Ляпидевский скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Героя названы улицы во многих городах России и Украины, Омский летно-технический колледж гражданской авиации и Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ. Памятник ему установлен в селе Белая Глина (ранее – станица Белоглинская) и во дворе школы №1 станицы Старощербиновской, также носящей имя Ляпидевского.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 30.03.2022, 17:37 | Сообщение # 31 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Сергей Ильюшин советский авиаконструктор, академик, генерал-полковник
30 марта 1894 128 лет назад — 9 февраля 1977 45 лет назад
Сергей Владимирович Ильюшин родился (18) 30 марта 1894 года в семье вологодского крестьянина-бедняка. Был рабочим-строителем, чернорабочим на аэродроме (расчистка и выравнивание летного поля). Самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему стать авиамехаником после призыва в армию.
В 1917 году Ильюшин успешно сдал экзамен на звание пилота. Началась гражданская война, и Ильюшин едет на фронт, где работает авиамехаником, военкомом, начальником авиаремонтного поезда.
Когда война закончилась, Сергея Владимировича направляют на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота (позже – Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского). Во время учебы Ильюшин строил учебные планеры. В 1926 году Сергей Владимирович закончил академию, а в 1931 году – создал и возглавил одно из конструкторских бюро.
В 1933 году коллектив этого конструкторского бюро начал разработку двухмоторного самолета. Летчик-испытатель В.К. Коккинаки устанавливает на нем ряд рекордов высоты с различными грузами. В 1938-1939 годах на самолетах, сделанных в конструкторском бюро Ильюшина, были совершены беспосадочные перелеты Москва-Владивосток и Москва-Северная Америка.
Самолеты Ильюшина – дальние бомбардировщики Ил-4 и штурмовики Ил-2 прославились в годы Второй мировой войны. В 1944 году конструкторское бюро Ильюшина приступает к созданию принципиально новой на тот момент реактивной авиации. Самолеты Ил-12, которые стали производить на следующий после окончания войны год, позволили заметно увеличить пассажирские перевозки. Следом был разработан еще ряд пассажирских самолетов.
Ил-12
Ил-12
Талантливый авиаконструктор Сергей Владимирович создал не только ряд превосходных машин, как военного, так и гражданского назначения, но и свою школу в самолетостроении. Многолетний труд Ильюшина в данной сфере был отмечен многими государственными наградами - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР - он был награжден многими орденами и медалями.
Умер Сергей Владимирович Ильюшин 9 февраля 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
Сообщение отредактировал Sokol - Ср, 30.03.2022, 17:43 |
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 04.04.2022, 16:24 | Сообщение # 32 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Саратовский аэроклуб ДОСААФ им. Ю.А. Гагарина
Официальной датой создания Саратовского аэроклуба считается 4 апреля 1933 года, но еще в 1910 году по прошению графа С. С. Татищева, дворян П. М. Боярского и В. Н. Ознобшина был утвержден Устав Саратовского аэроклуба, который был внесен в реестр обществ и союзов. Целью аэроклуба было содействие развитию воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных. Штаб-квартира аэроклуба находилась в доме по ул. Константиновской (ныне угол Советской и М. Горького). Однако ни собственными кадрами, ни материально-технической базой он первоначально не располагал и для организации полетов обращался к иногородним специалистам. С их помощью в сентябре 1910 года в Саратове состоялась первая "авиационная неделя". Впервые в небе над Саратовом самолет появился в воскресенье 26 сентября 1910 года.
В 1933 году комсомол взял шефство над военно-воздушными силами страны, и одним из первых был организован аэроклуб Нижне-волжского края, находившийся в г. Саратове. Тогда, на заре российской авиации, в воздух поднимались первые самолеты - гордость страны - легкие, маневренные "У-2". На них в годы Великой Отечественной войны совершали боевые вылеты наши летчики. Именно эти фанерные бомбардировщики стали боевыми машинами "ночных ведьм" (так прозвали фашисты летчиц из дивизии Марины Расковой, дислоцировавшейся в Заволжье). Многие из этих девушек-пилотов "ушли в небо" из Саратовского аэроклуба, ставшего в годы войны кузницей военных кадров. Всего за годы войны аэроклуб подготовил более 600 курсантов, 27 из которых получили звание Героя Советского Союза. Среди них летчики К. Панченко, А. Путин, В. Зарубин, В. Хомякова, Р. Аронова. Дважды Героем Советского Союза стал Н.М. Скоморохов.
С летного поля аэродрома "Дубки" впервые поднялся в небо в 1955 году первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин, который стал 28 Героем Советского Союза, окончившим Саратовский аэроклуб.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 19.05.2022, 09:54 | Сообщение # 33 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 1961 - Первая в мире межпланетная станция!
19 мая 1961 года советский беспилотный космический аппарат Венера-1 впервые в истории человечества достиг окрестностей Венеры.
Венера-1 прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от Венеры и вышла на орбиту спутника Солнца. Радиосвязь с этой станцией продолжалась до тех пор, пока расстояние до Земли не превысило 3 миллиона километров. Основными задачами станции "Венера-1" являлись проверка методов вывода космических объектов на межпланетную трассу, отработка сверхдальней радиосвязи и управления станцией, проведение физических исследований в космосе.
Почтовые марки СССР, посвящённая запуску «Венеры-1»
Запуск автоматической межпланетной станции «Венера-1» явился важным этапом в развитии космической техники. Это был первый аппарат, предназначенный для исследования планет. Впервые была применена техника ориентации по трём осям космического аппарата по Солнцу и звезде Канопус. Впервые для передачи телеметрической информации была применена параболическая антенна.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 20.05.2022, 19:55 | Сообщение # 34 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 20 мая 1925 года родился авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев Сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева сам стал выдающимся авиаконструктором, академиком Российской академии наук, Героем Социалистического Труда.
На его счету - сверхзвуковой пассажирский реактивный самолёт Ту-144, прозванный в народе «Русским конкордом», космолет «Буран», а также - гордость российских ВВС реактивный ракетоносец Ту-160 («Белый лебедь»).
Скончался 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 14.06.2022, 21:09 | Сообщение # 35 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 1963 - На орбиту спутника Земли были выведен советский космический корабль «Восток-5», пилотируемый летчиком-космонавтом В.Ф. Быковским.
Запуск первоначально был назначен на 12 июня, но дважды переносился из-за зарегистрированной повышенной активности Солнца в стартовые дни. Одновременно с «Востоком-5» в космосе находился космический корабль «Восток-6», который пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
До сегодняшнего дня полёт Валерия Быковского на космическом корабле «Восток-5» остаётся самым длительным одиночным полётом (почти 5 суток).
В этом совместном вылете решались задачи медицинского, технического и политического характера. Изучалось влияние космического полёта на организмы мужчины и женщины, в частности, в этом полёте была окончательно решена проблема питания космонавтов. Космонавты имели четырёхразовое питание, состоящее из различных натуральных продуктов, и стало ясно, что космонавт может нормально питаться самой разной земной пищей.
Больше всего времени заняли эксперименты по радиосвязи. Космонавты выходили на связь с Землёй на коротких и ультракоротких волнах, а также вели радиообмен между собой, координируя свои действия и сравнивая результаты наблюдений.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 22.06.2022, 14:42 | Сообщение # 36 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 22 июня Советский летчик С.Е. Савицкая на учебно-боевом самолете МиГ-25Пу (Е-133) установила мировой рекорд скорости среди женщин - 2683,44 км в час.
Экипаж орбитальной станции «Салют-7»: Л. И. Попов, С. Е. Савицкая, А. А. Серебров
Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая и Игорь Волк («Союз Т-12») на марке Почты СССР, 1985
В 1975—1978 годах установила на учебно-боевом МиГ-25ПУ 4 женских рекорда высоты и скорости полёта:
мировой рекорд скорости (2683,44 км/ч, 22 июня 1975); рекорд высоты полета (21 209,9 м, 31 августа 1977); рекорд скорости на дистанции 500 км (2466,1 км/ч, 21 октября 1977); рекорд скорости на замкнутом маршруте в 1000 км (2333 км/ч, 12 апреля 1978 года).
Единственная женщина — дважды Герой Советского Союза.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 25.06.2022, 15:44 | Сообщение # 37 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Владимир Коккинаки советский летчик, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации
25 июня 1904 118 лет назад — 7 января 1985 37 лет назад
Владимир Константинович Коккинаки - заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. В 1939 году совершил беспосадочный перелет Москва - США. Установил 22 мировых рекорда. Во время Великой Отечественной войны руководил испытаниями новых типов самолетов. С 1968 года - почетный президент Международной авиационной федерации. Лауреат Ленинской премии.
Владимир Коккинаки родился 25 (12) июня 1904 года в городе Новороссийске Краснодарского края. Работал на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1932-1935 лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд). Возглавил первую «Красную пятерку»: пять самолетов на расстоянии менее двух метров синхронно демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Именно эта «пятерка» положила начало истории авиационного зрелища, в котором точность пилота доведена до ювелирного искусства.
В 1935-1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.. 20 апреля 1936 Владимир Коккинаки впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). Испытал более 60-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей.
Беспосадочный Перелет Москва — Дальний Восток
Звание Героя Советского Союза Владимиру Коккинаки (как и А.Бряндинскому) присвоено 17.07.1938 г. за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.
Беспосадочный Перелет Москва — Северная Америка
Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён ожерельем «Цепь пионера розы ветров» с бриллиантом как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. (За перелет награжден орденом Ленина).
Владимир Коккинаки установил 22 мировых авиационных рекорда: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937, 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18 в 1958-1960. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.
Владимир Константинович единственный в Советском Союзе, получивший дважды звания Герой Советского Союза как летчик-испытатель. В 1961 — 1968 вице-президент и президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация, или Международная Федерация Авиационного Спорта).
В 1959 присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964 работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
Ленинская премия (1960 за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
ИЛ-12
Жил в Москве, где и скончался 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст. Именем летчика названо несколько авиалайнеров, нефтеналивной танкер…
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 22.07.2022, 10:38 | Сообщение # 38 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Павел Осипович Сухой...
22 (10) июля 1895 года родился Павел Осипович Сухой - выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий СССР.
Будучи гимназистом четвертого класса в г. Гомеле, Павел Сухой впервые увидел самолет (пилотировал его известный в те годы летчик-спортсмен Сергей Уточкин). Постройка авиамоделей и планеров увлекла молодого человека и явилась началом творческого пути будущего конструктора самолетов. Поступив в Московский университет на физико-математический факультет, Павел Сухой слушал лекции Николая Егоровича Жуковского об основах теории авиации, что в значительной степени определило его дальнейшую специальность
Сухой работал чертежником в Центральном азрогидродинамическом институте и одновременно под руководством А. Н. Туполева выполнял там свой дипломный проект.
Продолжая работать под руководством А. Н. Туполева, Павел Осипович был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД (АНТ-25) и его модификаций — ДБ-1 и ДБ-2. Самолет РД конструировался с расчетом на предельную дальность полета 13000 км. Постройка его началась в середине 1932 г., закончилась в 1933 г. Самолет был целиком изготовлен из отечественных материалов (дюралюминия и хромомолибденовой стали). В качестве силовой установки использовался двигатель водяного охлаждения М-34 мощностью 750 д. с. конструкции А. А. Микулина.
ДБ-2 (АНТ-37)
В июне 1933 г. АНТ-25 выполнил свой первый полет, а в сентябре на летных испытаниях дублера самолета РД был совершен полет на дальность 10 800 км, что было меньше проектной. Причиной явилась гофрированная обшивка крыла и оперения, создававшая дополнительное сопротивление. Обшивку заменили полотняной, и через год самолет достиг дальности полета 13 020 км. В сентябре 1934 г. на самолете был установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту над европейской частью территории СССР — 12 411 км за 75 ч 2 мин.
Началась подготовка к рекордному перелету по маршруту Москва — Северный полюс — США. 18 — 20 июня 1937 г. экипаж в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В, Белякова совершил легендарный перелет из Москвы в США протяженностью около 10000 км (8504 км по прямой) за 63 ч 25 мин.
После перелета на дальность, свидетельствовавшего об успехах советской авиационной техники и героизме советских летчиков, самолет был представлен на XV авиационной выставке в Париже. Командир экипажа В. П. Чкалов неторопливо прохаживался по залам выставки, заметно окая, охотно рассказывал о великой стране, которую он представлял, и раздавал автографы посетителям выставки. Знаменательно, что менее чем через 25 лет другой гражданин Советского Союза — первопроходец космоса Ю. А. Гагарин, присутствуя на авиационно-космической выставке на аэродроме под Парижем, также представлял нашу Родину и с неизменным терпением, всегда с улыбкой дарил автографы еще большему количеству граждан Франции и других государств.
В 1938 г. организуется самостоятельное конструкторское бюро под руководством П. О. Сухого. Новое КБ приступило к проектированию ближнего бомбардировщика «Иванов» под шифром ББ-1 с мощным звездообразным поршневым двигателем. Самолет был создан и после испытаний рекомендован к принятию на вооружение в качестве легкого бомбардировщика. Кроме того, он мог использоваться в вариантах штурмовика и ближнего разведчика. Отзывы летчиков-испытателей указывали на легкость управления самолетом, хороший обзор и скороподъемность. Самолет являлся образцом применения передовой и продуманной технологии.
В конструкции самолета применялись узлы, выполненные из алюминиевых сплавов методом горячей штамповки или литья. Такая технология изготовления деталей получила одобрение при испытаниях самолета, так как применение штампованных и литых узлов и деталей, открытых профилей [153] стандартного типа, почти полное отсутствие сварки обеспечивали возможность массового поточного производства самолетов.
Одним из вариантов ББ-1 был штурмовик ШБ. Наименование его указывало на то, что концепция специального самолета-штурмовика в то время еще не была достаточно определена, поэтому от своего прототипа он отличался только усиленным бронированием некоторых частей, улучшенной аэродинамикой двигательного капота и измененной конструкцией шасси. Мощность звездообразного двигателя воздушного охлаждения составляла 9.50 л. с., что являлось, видимо, недостаточным для взлетной массы этого самолета (4500 кг). В результате после летных испытаний, которые проводились в 1940 г., работы по самолету ШБ были прекращены. Началось проектирование специализированного самолета-штурмовика с более мощным двигателем.
Одновременно в январе 1940 г, на государственные испытания была предъявлена другая модификация самолета ББ-1. На модифицированном самолете устанавливался двигатель воздушного охлаждения мощностью 1100 л. с., недоведенность которого, однако, не позволила запустить машину в серийное производство, потребовалась установка более надежного двигателя большей мощности. После ряда доработок этот самолет был принят на вооружение под маркой Су-2.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 06.08.2022, 20:21 | Сообщение # 39 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Мы были первыми...
6 августа 1961 года СССР запустил космический корабль "Восток-2" с советским космонавтом Германом Степановичем Титовым на борту. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
***
После полета «Востока-2» один зарубежный корреспондент спросил командира корабля: «Что помогло вам, мистер Титов, облететь Землю семнадцать раз?»
— Корабль, — спокойно ответил Герман Титов, всегда отличающийся находчивостью и остроумием. Но в его словах заключен был и более глубокий смысл.
Конечно, мужество пионеров космоса достойно восхищения. Однако главное чудо совершили все-таки прежде всего создатели нашей ракетно-космической техники: ученые, конструкторы, инженеры, рабочие...
Потом С. П. Королев слыхал, как иностранец донимал вопросами стоявшего неподалеку известного писателя: во имя чего работают русские ученые, что ими движет — стремление к личному благополучию или к славе?
— Что же в этом удивительного? — заметил, рассказывая об этом случае, Сергей Павлович. — Им действительно этого никогда не понять. Это исконно наше, советское от начала до конца. Основу коммунистического мировоззрения создали большевики, ими же двигала не нажива и не корысть, а правда.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Пн, 12.09.2022, 12:38 | Сообщение # 41 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Единственная в мире...
Екатерина Ивановна Зеленко единственная женщина среди лётчиков участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов...
На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.
12 сентября 1941 года, в ходе воздушного боя, израсходовав боекомплект, старший лейтенант Е.И.Зеленко таранным ударом, ценой собственной жизни, уничтожила вражеский «Me-109».
Ей было 25 лет. Вечная память...
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 24.09.2022, 10:22 | Сообщение # 42 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Первая в мире доставка автоматическим аппаратом на Землю образцов лунного грунта.
"Луна-16" была запущена с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя "Протон-К".
20 сентября в 8 часов 18 минут автоматическая станция "Луна-16" совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. После посадки было определено положение станции на лунной поверхности, а затем по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство, и начались операции по забору грунта, включая бурение грунта до глубины 35 см,
Взятые образцы грунта были помещены в контейнер возвратной ракеты и загерметизированы. Старт возвратной ракеты с поверхности Луны с образцами лунного грунта состоялся 21 сентября в 10 часов 43 минуты 21 секунду. Продолжительность обратного перелета составила 84 часа. 24 сентября за 8 часов до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли произошло его отделение от возвратной ракеты.
При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в 80 км юго-восточнее Джезказгана. Программа полета станции "Луна-16" была выполнена полностью.
Общая масса колонки грунта, доставленного "Луной-16", составила 101 грамм.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 27.09.2022, 11:45 | Сообщение # 43 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Истребитель И-153 "Чайка"...
Начались государственные испытания истребителя И-153 "Чайка". Несмотря на то, что по своей маневренности и скороподъемности И-15бис оставался среди лучших самолетов своего времени, его скорость стала уже недостаточна.
Летчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями - монопланами, такими, как немецкий Мессершмитт Bf-109 и японский И-97. ВВС требовалась более скоростная машина. Словно предвидя такую ситуацию, Поликарпов еще в 1937 году разработал проект нового истребителя - биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло вновь приобрело форму "чайка", такое же название получил и истребитель.
В 1938 году на испытаниях И-153 показал прекрасные летные качества (при том же моторе скорость увеличилась на 41-45 км/час). С 1939 года началось серийное производство И-153. В том же году истребитель начали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что улучшило летные данные этого самолета. И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время маневренных бипланов уже прошло. Господствующей для серийных истребителей стала схема скоростного моноплана.
Известные лётчики, воевавшие на И-153
Бондаренко, Михаил Захарович — дважды Герой Советского Союза Речкалов, Григорий Андреевич — дважды Герой Советского Союза Авдеев, Александр Фёдорович — Герой Советского Союза Антонов, Яков Иванович — Герой Советского Союза Амет-Хан, Султан — дважды Герой Советского Союза Крупский, Виктор Иосифович — Герой Советского Союза Клубов, Александр Фёдорович — дважды Герой Советского Союза Севастьянов, Алексей Тихонович — Герой Советского Союза Талалихин, Виктор Васильевич — Герой Советского Союза Фаткулин, Фарит Мухаметзянович — Герой Советского Союза Панов, Дмитрий Пантелеевич — писатель
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 02.11.2022, 19:28 | Сообщение # 44 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Начало космического телевизионного вещания
2 ноября 1967 года «Молния-1» был передан сигнал центрального телевидения из «Останкино». Молния-1 — первый советский телекоммуникационный спутник. Всего запущено 5 экспериментальных аппаратов для создания с их помощью линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В дальнейшем на базе КА «Молния-1» была разработана целая линейка советских и российских спутников связи: Молния-1 (1967), Молния-2 (1971), Молния-3 (1974), Молния-1Т (1983), Молния-3К (2001).
С помощью этих аппаратов была успешно решена проблема обеспечения дальней телефонно-телеграфной связи и ретрансляции передач программ Центрального Телевидения.
Стартовые площадки Космодрома «Плесецк» являются «монопольными» для запусков космических аппаратов региональной связи типа «Молния». Эти спутники-ретрансляторы (разработка Красноярского КБ, руководитель Решетнёв М.Ф.) в составе системы связи «Орбита» обеспечивают дальнюю многоканальную телефонную радиосвязь Сибири и Дальнего Востока с Европейской частью страны.
Они также ретранслируют телевизионные программы из Москвы в удалённые районы и позволяют обмениваться программами между региональными телецентрами.
Через спутники «Молния» была организована горячая телефонная линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном. В 1969–70 годах система стала состоять из 4 спутников, плоскости орбит которых отстоят друг от друга на 90 градусов, обеспечивая достаточное перекрытие зон связи.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 02.01.2023, 11:07 | Сообщение # 45 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 2 января 1959 года ракето-носитель Луна стартовала с космодрома Байконур, и отправилась в свой полет к нашему естественному спутнику.
Через сутки 3 января в 3 часа 58 минут Луна-1 «превратилась» в искусственную комету выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года Луна-1 прошла наиболее близкую к Луне (5-6 тысяч километров) точку своей траектории.
Для полета к Луне требовалось повысить скорость ракеты с первой космической до второй космической (с 8 до 11,2 км/с). Для этого РН (серии Р-7) оснастили еще одной ступенью. Ракета получила наименование РН Луна (8К72). В ходе полета изучалось: межпланетное магнитное поле, интенсивность космических лучей вне магнитного поля земли, интенсивность метеоритных частиц, газовые компоненты межпланетного вещества. Так же было установлено слабое магнитное поле у Луны и наличие «солнечного ветра» в межпланетном пространстве.Была достигнута вторая космическая скорость и впервые в мире преодолено тяготение планеты Земля.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 03.02.2023, 10:46 | Сообщение # 46 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| "Луна — твердая. С. Королев".
3 февраля 1966 г. автоматической станцией «Луна-9» впервые в мире осуществлены мягкая посадка космического аппарата на другое небесное тело и передача на Землю изображения поверхности места посадки.
Часть специалистов-планетологов предполагала, что естественный спутник Земли за время своего существования покрылся зыбучим слоем пыли, в которой просто-напросто утонет любой "прилунившийся" аппарат, а тем более постройка. Бесконечным и бесплодным спорам на этот счет положил конец сам Королев в свойственной ему решительной манере. На одном из совещаний он пододвинул блокнот и категорично написал: "Луна — твердая. С. Королев". И, поставив дату, расписался, вручив листок с "резолюцией" своему оппоненту.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 05.02.2023, 11:21 | Сообщение # 47 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 5 февраля 1887 родился Константин Алексеевич КАЛИНИН (1887, Варшава — 22.10.1938, Воронеж), авиаконструктор, первый директор и главный конструктор Харьковского авиазавода (1926—1934).
В серию пошел его К-5, способный перевозить 8 пассажиров. Оригинальным проектом был К-9 — легкий самолет с отстегивающимися крыльями, который, по задумке автора, обеспечивал бы связь каждого колхоза с районным/областным центром, мог храниться в сарае, садиться и взлетать с крохотных площадок и был прост в управлении. Характерной особенностью большинства проектов конструктора было крыло эллиптической формы. Был арестован в 1938 году, обвинен в антисоветской деятельности и шпионаже, расстрелян. В 1955 году реабилитирован.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 06.02.2023, 21:52 | Сообщение # 48 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 6 февраля 888 135 лет назад родился Дмитрий Павлович ГРИГОРОВИЧ (1883, Киев — 26.7.1938, Москва), авиаконструктор, создатель первых гидросамолетов.
Очень плохо изучен последний 10-летний период его биографии, когда сначала он был арестован и осужден на 10 лет заключения в ИТЛ по статье 58-7 (противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта), но несколько лет спустя вдруг стал преподавателем и даже профессором МАИ, а после смерти похоронен на Новодевичьем кладбище, тогда как сняли с него все обвинения и посмертно реабилитировали только в 1993 году.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 18.03.2023, 11:24 | Сообщение # 49 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| 18 марта 1965 г. 58 лет назад Первый в истории выход человека в открытый космос
Двухместный космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы. За выходом в открытый космос следила вся страна.
Это произошло 18 марта 1965 года. Алексей Леонов находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут, которым управлял Павел Беляев.
Выбравшись из люка, Леонов легким толчком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. В этот момент Беляев передал сообщение в эфир: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!».
На внешней поверхности корабля были установлены две передающие камеры. Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и вошел в шлюз. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра, который к тому же несколько раздулся. Только после того как Леонов снизил давление кислорода внутри скафандра, он смог войти в шлюзовую камеру.
Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.
Вообще в полёте произошло семь аварий. По словам космонавта Леонова, три или четыре ситуации несли смертельную опасность. Самая тяжёлая из них произошла, когда при посадке корабля отказала система управления: была выключена вся автоматическая программа, и не было связи с Землёй. Поэтому экипажу пришлось сажать корабль вручную, и в результате спускаемый аппарат приземлился в нерасчётной точке, в заснеженной тайге. Благодаря спасательной операции, эвакуация космонавтов состоялась на третьи сутки.
Через некоторое время после выхода в открытый космос советского космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам.
3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле Gemini-4, открыли люк, и Уайт вышел в космос.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 23.03.2023, 09:35 | Сообщение # 50 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1367
Статус: Оффлайн
| Анатолий Ляпидевский советский летчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза
23 марта 1908 115 лет назад — 29 апреля 1983 40 лет назад
Первый Герой Советского Союза...
23 (10) марта 1908 года родился Анатолий Васильевич Ляпидевский - советский летчик, первый Герой Советского Союза, участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934 г.).
*** 5 марта 1934 года летчик Ляпидевский, который участвовал в героической эпопее спасения пассажиров советского парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Чукотском море, заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним. Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.
Но это всего лишь одна веха в жизни этого человека, чья деятельность долгие годы была закрыта грифом секретности…
В народе летчиков прозвали «великолепной семеркой», а за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, им всем были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. Кстати, по Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем №1 (а когда в августе 1939 года была учреждена Золотая Звезда, то и медаль №1 досталась ему).
С началом Великой Отечественной войны Ляпидевский возглавил 4 отдел НИИ ВВС, а в сентябре 1942 года стал заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. На его плечах лежала забота о сотнях боевых машин, возвращавшихся из воздушных боев. В 1943 году он вновь занял пост директора авиационного завода.
После окончания войны Анатолий Васильевич, которому было присвоено звание генерал-майора авиации, сначала был назначен на пост главного контролера Госконтроля, а в 1949 году – заместителя министра авиационной промышленности СССР. В том же 1949-м Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), занятом созданием водородной бомбы. Там он работал в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, в том числе И. Таммом и А. Сахаровым, а о своей работе не рассказывал даже самым близким. Известно это стало лишь в 1961 году, когда над Новой Землей была испытана самая мощная в мире 50-мегатонная водородная бомба. А все участники правительственной комиссии, в том числе и Ляпидевский, получили огромную дозу облучения.
В 1961 году Анатолий Васильевич по состоянию здоровья уволился в запас. Но диагноз «лейкемия» не стал для него приговором, и совсем в отставку генерал-майор авиации не ушел. Не усидев на пенсии, он долгое время работал ведущим конструктором в КБ Микояна, куда его пригласил сам Артем Иванович, – руководил разработкой МИГов.
Ляпидевский был настоящим трудоголиком, ни минуты не мог сидеть без дела. В 1930-х годах он к тому же был членом ЦИК СССР 7 созыва, а в 1937-1946-х – депутатом Верховного Совета СССР. Его перу принадлежит книга «Пятое марта». Генерал-майор авиации он был награжден многими государственными наградами.
В начале 1983 года простудившись на похоронах летчика Василия Молокова, своего товарища, с которым вместе спасал челюскинцев, Ляпидевский серьезно заболел (ведь человеку с диагнозом лейкемия опасен даже насморк) и уже не смог оправиться.
29 апреля 1983 года Анатолий Васильевич Ляпидевский скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |