Авиация и космос
|
|
Sokol | Дата: Вт, 24.12.2024, 14:47 | Сообщение # 101 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 1982 - Первый полет «Руслана» 24 декабря 1982 года состоялся первый полёт опытного образца военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» (тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова). Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники. Также самолёт предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.
Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года, всего было построено 56 машин.
Технические характеристики Экипаж: 8 (командир, помощник командира, штурман, ст. бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ) Пассажировместимость: 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 (в кабине обслуживающего персонала) Грузоподъёмность: 120 000 кг Длина: 69,1 м Размах крыла: 73,3 м Высота: 21,08 м Площадь крыла: 628 кв.м Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
Лётные характеристики Максимальная скорость: 865 км/ч Крейсерская скорость: 800—850 км/ч Практическая дальность: 4800 км (с максимальным грузом); 7500 км (с грузом 80 000 кг) Практический потолок: 11 600 м
Самолет был востребован в мире и в России, но в 2004 году его производство не выдержало «судьбоносных реформ» и было прекращено.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 26.12.2024, 10:16 | Сообщение # 102 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 1974 - Долговременная орбитальная станция «Салют-4»
26 декабря 1974 года произведен запуск советской орбитальной станции «Салют-4», на которую были осуществлены две экспедиции космонавтов на кораблях «Союз-17» и «Союз-18» в 1975 г.
***
«Салют-4» (ДОС-4 или № 124) — орбитальная космическая станция по программе гражданских пилотируемых станций СССР «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 26 декабря 1974 года. Станция закончила свою работу 3 февраля 1977 года.


За время существования станции на ней работали два экипажа: на «Союзе-17» прилетели Алексей Губарев и Георгий Гречко, а 24 мая 1975 года на «Союзе-18» прибыли Пётр Климук и Виталий Севастьянов. В апреле 1975 года планировалось посещение станции экипажем «Союза-18-1» в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, но из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя полёт закончился в аварийном режиме.

Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 11.01.2025, 17:01 | Сообщение # 103 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 11 января 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов Военно-воздушных сил СССР
11.01. 1960 года В живописном лесном массиве Щелковского района Подмосковья, в 40 км от столицы (поблизости от сверхсекретного Конструкторского бюро С.П. Королева в Калининграде, в 1966 году переименованном в город Королев, и Чкаловского военного аэродрома), директивой главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР в их структуре был создан Центр подготовки космонавтов.






  
1 января 1960 года в Звездном городке Московской области образован Центр подготовки космонавтов. Его основное назначение - подготовка космонавтов к полетам на всех типах пилотируемых космических аппаратов по национальной и международной космическим программам. Первым начальником Центра стал Е.А. Карпов. Уже 7 марта был сформирован первый отряд космонавтов (Группа ВВС №1). 17–18 января 1961 года первая группа из 6 человек сдала экзамен на готовность к полету на космическом корабле «Восток». В 1968 году Центру присвоено имя Ю.А. Гагарина, с 15.05.1995 г. – РГНИИЦ им. Ю.А. Гагарина.
Со временем "космический" поселок вокруг ЦПК, с 1968 года носящего имя Юрия Гагарина, получил название Звездный городок.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 19.01.2025, 11:50 | Сообщение # 104 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| Фрунзе Тимур Михайлович • 5 апреля 1923 - 19 января 1942 • (18 лет) Подвиг Тимура Фрунзе...
(Не)"золотая" молодежь советского руководства.
19 января 1942 года при выполнении боевого задания по прикрытию своих войск в районе Старой Руссы погиб лейтенант Тимур Фрунзе. Ему было 18 лет... Он в паре с младшим лейтенантом Шутовым встретили в воздухе 4 вражеских истребителя «МЕ-I09» и «ME-115». Несмотря на явное количественное и техническое превосходство противника, лейтенант Фрунзе и младший лейтенант Шутов смело и решительно атаковали группу вражеских истребителей.

 Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель. На Як-1 воевал Тимур Фрунзе.
Атака была дерзкой и неожиданной для врага. Один «МЕ-109» был сбит и рухнул на землю. Во время атаки на помощь фашистам подошли еще три истребителя «МЕ-115». Завязался неравный бой двух отважных советских летчиков против семи фашистских стервятников. Использовав всю огневую мощь своего оружия, в этом неравном бою лейтенант Фрунзе погиб смертью героя. Самолет младшего лейтенанта Шутова был в этом бою подбит и Шутов произвел вынужденную посадку в районе наших войск.
16 марта 1942 года Тимуру Фрунзе было присвоено звание Героя Советского Союза.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 07.02.2025, 15:53 | Сообщение # 105 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 7 февраля 1906 года родился Олег Константинович Антонов
7 февраля 1906 года в селе Троицы Московской губернии родился Олег Константинович Антонов- Советский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии второй степени
7 февраля 2021 года великому советскому авиаконструктору, которого справедливо называют отцом советской транспортной авиации, Олегу Константиновичу Антонову исполнилось бы 115 лет. Будущий авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, Герой Социалистического труда и лауреат многочисленных премий появился на свет 7 февраля 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, в русской семье.
За свою 78-летнюю жизнь Олег Антонов спроектировал и принял участие в создании 52 типов планеров и 22 типов самолетов, в том числе самых тяжелых и грузоподъемных в мире машин. Многие его самолеты по-прежнему можно увидеть среди облаков в самых разных точках нашей планеты.







При всей своей безграничной любви к небу Олег Антонов был по-настоящему земным человеком. Он трижды был женат и успел вывести в люди четырех детей. В свои выходные дни он любил работать либо в саду, либо в столярной мастерской. Также одним из хобби авиаконструктора было написание картин.
Одну из них он даже назвал «Катастрофа». Обычно авиаторы не любят распространяться о воздушных трагедиях, а если приходится, могут использовать термин – тяжелое летное происшествие. А тут человек, который всю жизнь посвятил разработке самолетов, написал картину с очень грустным сюжетом: в дали, в конце взлетной полосы виднеется груда обломков разбившегося самолета. На переднем плане картины большой кусок дюралевой обшивки и возле него изящная женская туфелька. Выразительнее сюжета, чтобы передать трагизм ситуации, придумать было бы трудно. Сам Антонов прекрасно понимал всю ту ответственность, которая лежит на нем, поэтому его самолеты всегда отличались исключительно высокой надежностью.





После завершения Великой Отечественной войны Олег Антонов обратился к Яковлеву с просьбой отпустить его на самостоятельную работу. В октябре 1945 года просьба была удовлетворена, и он отправился в Новосибирск, где возглавил филиал КБ Яковлева на местном авиационном заводе. 31 мая 1946 года данный филиал постановлением правительства Советского Союза был преобразован в новое конструкторское бюро. При этом Антонов был назначен его главным конструктором, получив задание разработать легкий сельскохозяйственный самолет СХ-1, который известен сегодня во всем мире под названием Ан-2.
В сентябре 1946 года на Антонова, помимо руководства КБ, возложили еще и обязанности руководителя Сибирского научно-исследовательского института по авиации.
Работоспособность и энергия конструктора позволяли ему совмещать две эти должности и справляться со всеми делами. Первенец конструкторского бюро впервые поднялся в небо уже 31 августа 1947 года.
Стоит отметить, что Ан-2 стал единственным во всем мире летательным аппаратом, который серийно производился более 50 лет. Эта машина завоевала любовь и уважение многих летчиков и заслужила статус исключительно надежной. За все годы эксплуатации на этом самолете было перевезено несколько сотен миллионов пассажиров, миллионы тонны самых разных грузов, обработано более миллиарда гектаров лесных угодий и сельскохозяйственных полей. Самолет побывал почти во всех уголках нашей планеты. За создание самолета Ан-2 Олег Антонов и его сотрудники были награждены Государственной премией СССР.
Всю свою жизнь Антонов увлекался спортом, можно было смело назвать его спортивным человеком. Он ходил на лыжах, совершал полеты на планерах, любил пинг-понг и теннис. «В пожилом возрасте спорт особенно необходим организму, поверьте моему жизненному опыту», – любил говорить конструктор. Олег Константинович Антонов был из тех людей, кто не был создан для старости, понять это просто – такое творческое неистовство, такой темперамент, не могли смириться с теми ограничениями, которые накладываются возрастом. Авиаконструктор «сгорел» за какие-то две недели, как и жил – бурно и стремительно. Творческая натура Антонова словно подобрала смерть себе под стать – здесь не было ни малейшего намека на неторопливое и в чем-то унизительное увядание. Он ушел из жизни 4 апреля 1984 года в возрасте 78 лет и был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 04.03.2025, 09:07 | Сообщение # 106 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 1961 - Впервые в мире - ракета против ракеты!
4 марта 1961 года впервые в мире ракетой В-1000, входившей в состав экспериментального комплекса противоракетной обороны, созданного генеральным конструктором Григорием Кисунько, перехвачен в верхних слоях атмосферы имитатор боевого блока реальной баллистической ракеты(Р-12).


У ракеты была небывалая по тем временам средняя скорость — 1000 м/сек. В-1000 — советская противоракета для экспериментальной системы ПРО «А» разработки МКБ «Факел», предназначенная для уничтожения атакующих боеголовок межконтинентальных баллистических ракет в верхних слоях атмосферы.
В-1000 впервые в мире доказала на практике возможность защиты от ранее считавшихся абсолютным оружием баллистических ракет с ядерными боеголовками. До испытаний системы «А» идея сбивать ракеты ракетами многими высокопоставленными военными воспринималась как абсурдная, но после успешных испытаний противоракетная оборона стала самостоятельным направлением ракетной техники.
Отработанные в В-1000 технологии в дальнейшем активно использовались при разработке зенитных ракет как для задач противовоздушной, так и противоракетной обороны.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 23.03.2025, 10:46 | Сообщение # 107 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 21 марта - 1 апреля Дни Памяти Можайского Александра Федоровича
Можайский Александр Федорович
Российский военный моряк. Контр-адмирал. Изобретатель. Построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолет.
21 марта 1825 года родился Александр Можайский, русский контр-адмирал, создатель первого в мире самолета.
Александр Можайский родился 21 марта 1825 года в городе Котка, Финляндия. Мальчик вырос в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом являлся командир городского порта капитан-командор Ивана Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который блестяще окончил 19 января 1841 года. Через год произведен в мичманы. После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях молодой человек в 1849 году получил чин лейтенанта.
Военный моряк, 8 сентября 1859 года получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» Можайский назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море. В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Здесь поселился в сельце Котельниково, которое в дальнейшем получит название в честь изобретателя: Можайское.
В 1863 году Можайский уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 год Александр Федорович поселился в поселке Вороновица Украины, расположенный в 20 км от Винницы. В 1879 году морской офицер вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана первого ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.







Начиная с 1876 года Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе, пользуясь консультацией русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект. По истечении двух лет, когда изготовлены рабочие чертежи и проведен ряд изысканий, уточняющих расчеты, Можайский, чтобы обезопасить себя от многочисленных «дельцов» из министерства, стремящихся присвоить чужое достижение или же продать его за границу, решил запатентовать свое изобретение.
15 ноября 1881 года капитан 1 ранга А.Ф. Можайский получил авторское свидетельство («Привилегию») на изобретенный им «воздухоплавательный снаряд» (самолет).
– Это из описания частей "воздухолетательного снаряда", которое содержалось в первом в России патенте на самолет.
Обратившись 4 июня 1880 года в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» получил его 3 ноября 1881 года (по ст.стилю). Это был первый в мире патент на самолет, и выдан он русскому изобретателю-моряку капитану первого ранга Александру Федоровичу Можайскому. Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 лошадиных сил, расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров.
Самолет построен на собственные средства изобретателя, так как правительство, где находились в основном иностранцы, отказало в финансировании. Впервые, летательный аппарат конструкции Можайского испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолет смог оторвался от земли, но вскоре потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Мастер пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но вскоре средства у Можайского закончились. Самолет стоял много лет под открытым небом, а потом и вовсе оказался разобран.
В июле 1882 года получил звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому присвоено звание контр-адмирала.
Александр Федорович Можайский скончался 1 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге от пневмонии. Похоронен великий изобретатель на Смоленском кладбище северной столицы.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 30.03.2025, 12:01 | Сообщение # 108 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 105 лет назад - 30 марта 1920 года, родился Алексей Васильевич Алелюхин – генерал-майор авиации, Дважды Герой СССР!
30 марта 1920 года родился Алексей Васильевич Алелюхин – советский военный летчик истребительной авиации, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Алелюхин был одним из ведущих асов 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны.
Принимал участие в Великой Отечественной войне с начала войны, сражаясь на самолёте И-16 в составе 69-го истребительного авиационного полка. Участвовал в приграничных сражениях в Молдавии и в обороне Одессы, Сталинградской битве, в Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской, Берлинской наступательных операциях.
За время войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, провёл 258 воздушных боёв, лично уничтожил 40 вражеских самолётов и ещё 17 – в составе группы.



Полк асов
9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором служил Алелюхин, был одной из наиболее результативных советских авиационных частей. Именно в этом полку служил и знаменитый ас Амет-Хан Султан, прославленные летчики Владимир Лавриненков и Павел Головачев. 558 самолетов за годы войны – такой результат поставил 9-й гвардейский истребительный авиационный полк на седьмое место по количеству сбитых машин врага в советской авиации.
Истребительный авиационный полк был сформирован еще до войны, 13 сентября 1939 года на станции Мокрая в Запорожье, на базе 6-й истребительной авиационной эскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения. После того, как полк был окончательно укомплектован летным составом и службами, его перебросили в Одессу и включили в 21-ю авиационную дивизию. К моменту нападения Германии на Советский Союз, в состав полка входили 70 самолетов И-16 и 5 МиГ-3. В ноябре 1942 года полк получил самолеты Як-1, а в августе 1943 года — P-39 «Аэрокобра». С лета 1944 г. до конца войны летчики полка летали на самолетах Ла-7.





23 июля 1942 года полк был включен в состав 8-й воздушной армии, а затем, по инициативе командующего армией генерал-майора авиации Тимофея Тимофеевича Хрюкина, был преобразован в «полк асов». В часть перевели самых результативных летчиков-истребителей страны – Михаила Баранова, Владимира Лавриненкова, Амет-Хана Султана. Служили в полку и женщины – летчицы Лидия Литвяк и Екатерина Буданова.

Одним из четырех летчиков, получивших две Золотые Звезды Героя Советского Союза, служивших в полку, был Алексей Алелюхин. Он начал службу в 69-м истребительном авиационном полку еще до войны – в 1939 году. Самый обычный парень из рабочей семьи, Алексей Васильевич Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора в Кесовогорском районе Тверской области. После окончания начальной школы он трудился рабочим на Московской фабрике канцелярских товаров, одновременно учась в планерной школе.
В январе 1938 года Мытищинский районный военный комиссариат призвал Алексея в ряды Красной Армии. Как смышленого и физически развитого парня, еще и учившегося в планерной школе, его направили на учебу в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Это было одно из старейших советских военных учебных заведений, готовивших летчиков для ВВС Красной Армии. Среди его знаменитых выпускников был, к примеру, сам Валерий Чкалов.
Алелюхин окончил летную школу в 1939 году и был распределен для дальнейшего прохождения службы летчиком в 69-й истребительный авиационный полк. В июне-июле 1940 года он принял участие в походе в Бессарабию, а с июня 1941 года и до самого конца войны сражался с гитлеровской Германией – сначала в небе над оккупированными территориями Советского Союза, а затем и в небе над странами Восточной Европы, над самой Германией.
Прославленный военный летчик, Алексей Алелюхин практически всю сознательную жизнь, с 18 до 65 лет, посвятил службе в военной авиации. После выхода в отставку он прожил еще пять лет и 29 октября 1990 года скончался на 71-м году жизни. Боевого генерала и дважды Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище. В поселке Кесова Гора Тверской области, где родился Алелюхин, и в Борисоглебске, где он учился в летной школе, установлены бюсты героя. Его именем названы улица и школа в родном поселке.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 05.04.2025, 10:28 | Сообщение # 109 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 5 апреля 1991 года в Кубинке была сформирована одна из известных авиационных групп высшего пилотажа "Русские Витязи"...
5.04.1991 - в Кубинке была сформирована одна из известных авиационных групп высшего пилотажа "Русские Витязи".
Обладатель ряда мировых рекордов. Была сформирована на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. В 2016 году группа начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ.
Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса "тяжёлый истребитель", а также в том, что истребители являются серийными образцами. Группа является неизменным участником всех российских и многих зарубежных авиасалонов. Самолёты Су-27 окрашены в цвета государственного флага России.




Первоначально авиационная группа получила название "Голубые Молнии", однако, позднее выяснилось, что пилотажная группа ВВС Японии называется "Blue Impulse", и, чтобы избежать созвучия, решили переименовать эскадрилью в "Русских Витязей", а изготовленные шевроны со старым названием пустили на сувениры.
В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолётов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 12.04.2025, 11:16 | Сообщение # 110 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 12 апреля - "Международный день полета человека в космос" - "День космонавтики в России"!
Сыны и дочери планеты голубой Взмывают ввысь, тревожа звезд покой. Налажен путь в межзвездные пространства Для спутников, ракет, научных станций...
12 апреля - Международный день полета человека в космос, провозглашен 8 апреля 2011 года на 65-й сессии ГА ООН.
Это особенный день - день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.
12 апреля в России отмечается День космонавтики. Этот праздник был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полета человека в космос.
12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.
 
 
 
После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут по московскому времени на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили Сергей Королев, Анатолий Кириллов, Леонид Воскресенский.
Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космического пространства на благо всего человечества. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.
Вступив в XXI век, мы видим поразительные успехи космической техники - вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты совершили посадку на Луну и Венеру, привезя оттуда образцы грунта. Впоследствии на Марс и Венеру опускались автоматические зонды, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям.









А 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. В честь этого события ежегодно проводится Всемирная неделя космоса.
Как известно, прежде чем в космический корабль сел человек, в полет были отправлены четвероногие друзья человека. В августе 1960 года советский космический корабль "Восток" с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.
6 августа 1961 года стартовал космический корабль "Восток‑2" с космонавтом Германом Титовым на борту. Его полет продолжался более суток.
16 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6" стартовала первая женщина‑космонавт Валентина Терешкова (позывной - "Чайка). Её полёт продолжался почти трое суток.
21 июля 1969 года человек в первый раз ступил на поверхность Луны. Этим человеком стал Нил Армстронг, командир американского корабля "Аполлон‑11".
В 1975 году совместный экспериментальный полет кораблей "Союз" и "Аполлон" положил начало развитию международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Новые возможности для этого появились в 2000 году, когда Международная космическая станция (МКС), являющаяся совместным международным проектом с участием 15 стран, приняла свой первый экипаж.
Управление полетом станции в круглосуточном режиме осуществляется из двух Центров: российского (в подмосковном городе Королёве) и американского (в Хьюстоне, штат Техас). За время эксплуатации МКС постепенно превратилась в огромную лабораторию на околоземном пространстве.
За годы, прошедшие со дня первого полета Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек более чем из 40 стран мира.
Космическая пыль из-под копыт. Невозмутимый всадник в гермошлеме... О, метагалактическое племя, - Вся жизнь в пути, вся жизнь походный быт!...
...Такой же бесконечно длинный путь. И черного пространства кривизна Нас выведет к невероятной встрече. И вспомним мы: ведь ей была предтеча - Гагаринская ранняя весна.
А. Суворов
День 12 апреля 1961 года ознаменовался знаменитой фразой Юрия Гагарина «Поехали!».
Позднее люди назовут этот день утром космической эры, в которую 12 апреля вступило все человечество. Подвиг первого советского космонавта олицетворяет собой все то, что было создано человеческим разумом с древних времен и до наших дней. Этот полет и имя первого космонавта навсегда будут вписаны в историю золотыми буквами.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 14.04.2025, 10:07 | Сообщение # 111 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 14 апреля 1961 г. 64 года назад
В Советском Союзе учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»
14 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено почетное звание «Летчик-космонавт СССР» в ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике «Восток», стартовавшем 12 апреля 1961 года.
Впервые этого звания был удостоен, конечно, Юрий Гагарин. В дальнейшем это почетное звание было присвоено всем советским космонавтам.
Удостоенным почетного звания космонавтам также вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и серебряный нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР», номер которого, как правило, совпадал с порядковым номером космонавта. Нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» предписывалось носить на правой стороне груди. Если человек, удостоенный этого звания, уже был награжден орденами СССР, то нагрудный знак размещался над ними.

 
Всего до конца 1991 года в космос слетало 72 гражданина Советского Союза, и все они получили это почетное звание. Последним «Летчиком– космонавтом СССР» (знак №72) в 1991 году стал Токтар Аубакиров, за осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».
20 марта 1992 года Законом РФ было установлено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Новый нагрудный знак отличался от прежней награды только российской символикой. В частности, вместо надписи «СССР» появилась надпись «Россия», а вместо красного силуэта территории Советского Союза – синий силуэт территории Российской Федерации. Красный цвет ленточки на колодке сменился триколором, соответствующим государственному флагу.
Нумеровать российских космонавтов стали заново. Почетный знак № 1 получил возвратившийся из первого космического полета Александр Калери 10 августа 1992 года.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 21.04.2025, 07:58 | Сообщение # 112 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 21 апреля 1972 г. 53 года назад Космический корабль совершил посадку на поверхность Луны
«Аполлон-16» (англ. Apollo 16) — десятый пилотируемый полёт в рамках американской космической программы «Аполлон». Это была вторая, после «Аполлона-15», миссия с акцентом на научные исследования спутника Земли и первая посадка в горной местности Луны.
Старт «Аполлона-16» был назначен на 17 марта 1972 года. Но из-за поломок механизмов отделения лунного отсека и погрешностей в работе бортовых батарей он был перенесен на 16 апреля.
Старт и полет к Луне прошли нормально, но неисправность запасной системы регулирования тяги двигателя заставила астронавтов задержаться на орбите спутника Луны. В это время на Земле анализировали возможные последствия этой неисправности. Этого времени астронавтам хватило, чтобы они совершили три незапланированных витка. Наконец, через шесть часов посадка была разрешена.
21 апреля 1972 года на Луну ступил человек в неуклюжем белом скафандре



Но участок посадки оказался загроможденным крупными камнями. Потому фактическая точка прилунения лежала в 150 метрах севернее и в 215 метрах западнее расчетной точки – плато Декарта. Плато Декарта не случайно выбрали для посадки пятой лунной экспедиции. Именно здесь предполагалось обнаружить следы вулканической деятельности.
21 апреля 1972 года по лесенке лунного модуля «Орион» спустился человек в неуклюжем белом скафандре. Это был Джон Янг (англ. John Young), командир «Аполлона-16». Площадка вокруг лунной кабины была покрыта слоем пыли. Вслед за Янгом спустился и Чарльз Дьюк (англ. Charlie Duke). Но тут произошла оказия – Дьюк случайно уронил один прибор. В результате пыль поднялась такая, «как будто взорвалась бомба».
Космический корабль «Аполлон-16» провел на естественном спутнике Земли три дня. После завершения экспедиции экипаж «Аполлона-16» приводнился на Земле 27 апреля 1972 года менее чем в двух километрах от авианосца «Тикондерога», установив новый рекорд точности посадки для «Аполлонов».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 23.04.2025, 19:41 | Сообщение # 113 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 23 апреля 1965 60 лет назад Запущен первый советский спутник связи «Молния-1».
Молния-1 — первый советский спутник связи.
Всего было запущено 5 экспериментальных аппаратов для создания линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком.
С помощью этих аппаратов была решена проблема обеспечения дальней телефонно-телеграфной связью удалённых районов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и ретрансляции передач программ Центрального Телевидения. В качестве средства связи со спутником впервые использовалась система цифровой связи.
С 2006 года на смену спутникам «Молния» стали приходить более совершенные аппараты «Меридиан».
 
 
Спутники «Молния-1» предназначались, в первую очередь, для создания экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком.
Позже усовершенствованные КА «Молния-1+» и «Молния-2» использовались для обеспечения телефонно-телеграфного сообщения на территории СССР, а также для передачи программ Центрального телевидения на 20 наземных станций с антеннами диаметром 12 м (система «Орбита»).
Благодаря «Орбите» к началу 1968 года количество зрителей ЦТ выросло на 20 млн человек.
КА «Молния-1» предназначались для работы в одиночном режиме, и поэтому их запуск осуществлялся в жёстко определённое стартовое окно для обеспечения оптимальных условий освещённости солнечных батарей.
После старта КА «Молния-1» выводились на промежуточную орбиту, а затем включением двигателя последней ступени ракеты — на высокоэллиптическую 12-часовую орбиту «Молния» с наклонением в 63,4° и апогеем около 40 000 км, находящимся над Северным полушарием.
Такая орбита обеспечивает длительность сеансов связи около 10 часов для пунктов, расположенных на территории СССР и стран Северного полушария.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 14.05.2025, 09:55 | Сообщение # 114 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 14 мая 1943 года очередной подвиг Николая Дмитриевича Гулаева (Дважды Герой СССР)! (2)
14 мая 1943 года старший лейтенант Николай Дмитриевич Гулаев в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали четыре Ме-109.
На фронтах Великой Отечественной войны – с января 1942 года (Воронежский фронт с января по август 1942 года; с мая по сентябрь 1943 года, Сталинградский фронт – с августа по октябрь 1942 года, 2-й Украинский фронт).
Лётчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода.
Здесь произошло сразу несколько сверхудачных боев с его участием. В первой же схватке на этом направлении 14 мая 1943 года, отражая налет противника на аэродром Грушка, Гулаев в одиночку вступил в бой с тремя пикирующими бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 4 истребителя Me-109.


Советский ас приблизился к ведущему бомбардировщику на малой высоте и первой же очередью сбил его, стрелок второго бомбардировщика успел открыть огонь, но Гулаев сбил и его. После этого он пытался атаковать третий «Юнкерс», но у него закончились патроны, поэтому он решился на таран врага. Левым крылом своего истребителя «Як-1» Гулаев ударил по правой плоскости Ju-87, после чего тот рассыпался на части. От удара Як-1 вошел в штопор, летчику удалось вернуть машине управляемость у самой земли и посадить самолет возле переднего края в расположении нашей стрелковой дивизии.
Свидетелями подвига были пехотинцы 52-й стрелковой дивизии, которые вынесли раненого, как они думали, летчика из кабины на руках. Однако Гулаев не получил ни царапины. В полку он ничего не рассказал – о том, что он сделал, стало известно спустя несколько часов, после донесения пехотинцев.
Прибыв в полк с вылета, в котором было сбито три бомбардировщика, Николай Гулаев вновь вылетел на боевое задание, но уже на другом самолете. За этот свой подвиг он был награжден орденом «Красного Знамени».
Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях сбил лично 55 самолётов противника и 5 – в группе.
Если по количеству лично сбитых самолетов Николай Гулаев уступал некоторым советским асам, то по своей эффективности – соотношению числа сбитых самолетов врага на количество проведенных воздушных боев, – он был лучшим летчиком-истребителем Второй мировой войны среди всех воющих стран.
По подсчетам исследователей, у Ивана Кожедуба (64 лично сбитых самолётов) этот показатель эффективности составлял 0,5, у знаменитого немецкого аса Эрика Хартмана – 0,4, тогда как у Гулаева – 0,8.
Почти каждый его воздушный бой завершался сбитым самолетом врага. Николай Гулаев был сверхрезультативным советским асом. Трижды в течение одного дня ему удавалось сбить сразу 4 самолета противника, дважды – по 3 самолета и 7 раз – по две вражеских машины за день.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 09.06.2025, 11:10 | Сообщение # 115 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 9 июня 1892 года родился авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов
Поликарпов Николай Николаевич
Российский авиаконструктор. Один из основоположников отечественной школы русского самолетостроения. Дважды лауреат Сталинской премии первой степени. Герой Социалистического Труда.
Николай Поликарпов родился 8 июля 1892 года в селе Георгиевское, Орловская область. Первоначальное образование получил в Орловской семинарии, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт.
По окончании института и курсов авиации молодой человек работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством Игоря Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.


 


Русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51. Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда.
Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 и Р-5 были одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка» и И-16 стали основой истребительной авиации СССР 1934-1941 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».
В 1940-е годы Поликарпов создает самолеты на голову выше конкурентов: И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ. Летчики давали отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185. Одновременно с работой в конструкторском бюро Поликарпов с 1943 года являлся профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте, а также избран депутатом Верховного Совета I созыва. Награжден многими государственными наградами.
Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища столицы.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 15.06.2025, 08:57 | Сообщение # 116 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 14 июня 1942 года Борис Феоктистович Сафонов лучший советский лётчик-истребитель 1941-1942 годов, получил звание Дважды Героя СССР!
14 июня 1942 года летчик Борис Сафонов стал первым дважды Героем Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский лётчик-истребитель 1941—1942 годов.
Борис Феоктистович Сафонов в числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.





С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с люфтваффе. К началу января 1942 года Б.Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 8 ноября 1941 года).
15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя – 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь.
16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через месяц командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Hawker Hurricane.
15 января 1942 года Б.Ф. Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б.Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан вручил высший авиационный орден Великобритании – Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года подполковник Б.Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску.




Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Борис Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ю-88, после чего связь с ним оборвалась.
Последними его словами были: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Также возможно, что самолёт Сафонова был сбит оборонительным огнём бомбардировщиков, о чём была сделана запись в оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая.
Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе.
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б.Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Следует отметить, что представление к награде было отослано ещё до смерти, за 3 дня до последнего вылета Сафонова.
Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 17.06.2025, 14:52 | Сообщение # 117 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 17 июня 1982 г. 43 года назад
Поднялся в воздух опытный образец боевого вертолета «Ка-50» — «Черная акула»
16 декабря 1976 года Совет Министров СССР вынес постановление начать разработку перспективного ударного вертолёта, предназначенного для уничтожения бронетехники на поле боя.
Разработка нового летательного аппарата была поручена инженерам Ухтомского вертолётного завода (ОКБ «Камова»). Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был сделан прототип боевого вертолёта, названный «В-80».
После защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый лётный экземпляр (бортовой номер 010), совершивший под управлением лётчика-испытателя Бездетного свой первый полёт 17 июня 1982 года.

Второй лётный экземпляр (бортовой номер 011), поднявшийся в воздух 16 августа 1983 года, был оборудован всеми основными штатными устройствами и предназначался для отработки вооружения и авиационного оборудования.
Серийное производство вертолета «Ка-50» началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» (Приморский край), а в 1995 году он был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.
Соосная конструкция расположения несущих винтов позволила более полно использовать мощность силовой установки и улучшить маневренность вертолета.
С большой скоростью перемещаясь боком и назад, обладая уникальными летными характеристиками, мощным вооружением и высокоточной системой наведения, «Ка-50» стал единственным в мире вертолетом, который способен в течение 12 часов висеть на одном месте, и первым в мире летательным аппаратом, оснащенным катапультируемым сиденьем. Благодаря этому стало возможно спасение пилота на любых режимах полета.
Ка-52 «Аллигатор» — Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».
Почтовая марка России. Оружие Победы. Современная военная техника. Вертолёт Ка-52М



Ка-52 — двухместный вертолёт, известный как «Аллигатор»
Предназначен для штурмовых атак, разведки и защиты важных военных объектов Основное отличие — наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолёта до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолётов
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
Сообщение отредактировал Sokol - Вт, 17.06.2025, 14:57 |
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 20.06.2025, 14:24 | Сообщение # 118 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 1937 г. Экипаж самолета «АНТ-25» (командир Валерий ЧКАЛОВ, второй пилот Георгий БАЙДУКОВ и штурман Александр БЕЛЯКОВ) завершил первый беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — США успешным приземлением на военном аэродроме города Ванкувер.


Первые попытки совершить такой перелет были предприняты в 1935 году, но американец Вилли ПОСТ погиб, а советский летчик Сигизмунд ЛЕВАНЕВСКИЙ был вынужден прервать полет из-за утечки масла.
Тогда самолет едва не сгорел на земле из-за случайной искры. Пришлось спасать и 9 тысяч долларов, которые перед вылетом были вручены экипажу наркомом обороны Климентом ВОРОШИЛОВЫМ со словами: «Это когда сядете. Погуляете как полагается».
Но Леваневский в сердцах заявил, что вся беда в машине, и не он, а другие именно на этом одномоторном АНТ-25 конструкции Андрея Николаевича ТУПОЛЕВА позже совершили рекордный перелет.
  
Во время 63-часового полета несколько раз возникала угроза обледенения, но с нею боролись, спускаясь то ниже облаков, то подымаясь выше.
Не менее опасным стал отказ системы охлаждения, когда пришлось искать все запасы жидкости на корабле, так как почти вся вода обратилась в лед. В результате медикам не досталось ничего для запланированных ими последующих анализов.
В тесной и негерметичной кабине температура опускалась значительно ниже нуля, а на больших высотах остро ощущалась нехватка кислорода.



Когда АНТ приземлился, бензина оставалось чуть более 100 литров. Чкалов, первым выбравшийся из самолета, звал товарищей: «Робята! Генерал Маршалл нас ждет!» Байдуков в кабине удивлялся, так кто же их встречает — генерал или маршал, а штурман объяснял, что маршалов у американцев нет, а генералы имеются. Встречавший их Джордж МАРШАЛЛ вскоре стал начальником армии США, а потом был государственным секретарем и министром обороны.
К удивлению героев оказалось, что их пребывание на американской земле расписано на месяц вперед. Повсюду их встречали артиллерийским салютом, местные королевы красоты возлагали на их головы венки, а знаменитости записывались в очередь за автографами. Кульминацией этих торжеств стала встреча в Белом доме с президентом США Фраклином Делано РУЗВЕЛЬТОМ. Заметив, что гости внимательно рассматривают развешанные на стенах картины, Рузвельт пояснил, что он был моряком, потому здесь так много всего связанного с морем. Чкалов в ответ непринужденно заметил: «Вам не хватает здесь нашего Айвазовского». Оживившийся Рузвельт тогда произнес: «Я очень, очень люблю Айвазовского...»
Чкалов погиб спустя полтора года во время испытаний нового истребителя. Его имя увековечено не только на родине, но и в Америке, где на старейшем в стране ванкуверском аэропорту Пирсон стоит памятник отважному пилоту.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |