Авиация и космос
|
|
Sokol | Дата: Сб, 21.10.2023, 11:29 | Сообщение # 76 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| - Первый полет Як-40
21 октября 1966 года первый полет совершил пассажирский самолет Як-40.
Як-40 совершил настоящую революцию в гражданском авиастроении. Он стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний.
Серийное производство лайнера было запущено на саратовском авиазаводе. Отличительной особенностью Як-40 являлась его исключительная надежность. Самолет имел прямое крыло и три турбореактивных двигателя АИ-25. Причем, горизонтальный полет был возможен даже на одном двигателе. Шасси оснащалось мягкой амортизацией и колесами большого диаметра, что позволяло использовать самолет на любых, даже грунтовых аэродромах.
Самолеты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Дальность полета составляла 710 км. Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полета.
Благодаря своим потрясающим характеристикам, Як-40 широко поставлялся на экспорт. В 1972 году он получил сертификат летной годности Италии и ФРГ, став, таким образом, первым отечественным самолетом в парке авиакомпаний капиталистических стран. На середину 1972 года самолеты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров.
Самолёт использовался с 1970 года в 19 странах мира.
В России по состоянию на 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов числилось 265 самолётов Як-40, из них 138 находились в эксплуатации.
По состоянию на февраль 2020 года в мире продолжается эксплуатация, по меньшей мере, пяти десятков самолётов этого типа. Наибольшее количество эксплуатируется Вологодским авиапредприятием (6 единиц) и Syrian Arab Airlines (6 единиц). Также Як-40 продолжают эксплуатироваться в Чехии, Украине, Казахстане, Ливи
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 15.11.2023, 19:55 | Сообщение # 77 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 15 ноября 1934 г. 89 лет назад В СССР состоялась первая звуковая телепередача
Передача изображения на расстояние была давней мечтой человечества. Два достижения — кино («великий немой») и радио («великий невидимка») должны были соединиться, чтобы возникло телевидение.
Можно выделить несколько этапов становления российского телевидения. Первым из них было вещание на аппаратуре с механической разверткой, начало которому было положено 1 октября 1931 года и велось из студии при Московском радиоузле, располагавшемся по адресу ул. 25 Октября, 7 (ныне ул. Никольская). Сегодня здесь размещена мемориальная доска.
В 1934 году создается следующее поколение малострочной механической телевизионной техники. Переход на звуковое телевидение требовал хотя бы двух изолированных друг от друга помещений: в одном из них должна была располагаться аппаратная, телевизионная камера, в другом – павильон для передач.
Исследователи временно расположились с новой техникой на колокольне Спасского собора Заиконоспасского монастыря – во дворе того же дома на Никольской, где помещалась первая телестудия.
Первая звуковая передача малострочного телевидения — уже не экспериментального, а практического — состоялась 15 ноября 1934 года. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Знаменитый артист И.М. Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», затем выступили певица и балетная пара.
Эта первая передача и последовавшие вслед за ней выступления других знаменитых актеров имела огромный резонанс, вызвала чрезвычайно быстрый рост кадров «телевизионных любителей» и огромный интерес к новому виду связи.
Так началось регулярное звуковое телевещание в России.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 16.11.2023, 21:35 | Сообщение # 78 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 16 ноября 1965 года в СССР запущена «Венера-3», беспилотный космический корабль, который первым достиг поверхности Венеры. Стал первым земным аппаратом, достигшим поверхности другой планеты. *** Первыми АМС, достигшими поверхности планеты Венера были также наши АМС «Венера».
Космический аппарат «Венера-3» был запущен 16.11.1965 уже с целью достижения поверхности планеты Венера; масса аппарата - 960 кг. Меньшие размеры аппарата по сравнению с «марсианскими» объясняется тем, что Венеру достичь несколько труднее, чем Марса.
Венера-3 имела на своём борту спускаемый аппарат. Посадка на поверхность планеты была предусмотрена с помощью парашютной системы. На борту этого аппарата, как и в случае первых «Лунников» и «Марсов», направляемых впервые в мире к поверхности иного небесного тела, находился вымпел с гербом СССР. Мы и Венеру застолбили первыми!
1.3.1966 космический аппарат достиг поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелет на другую планету. Обратите внимание, что Венера, оказалась именно первой планетой, поверхность которой достиг аппарат с Земли! Достижение поверхности Марса было гораздо позже.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 18.11.2023, 18:40 | Сообщение # 79 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Водопьянов Михаил Васильевич • 18 (6) ноября 1899 - 11 августа 1980 • (80 лет)
18 (6) ноября 1899 года родился Михаил Васильевич Водопьянов - советский летчик, один из первых Героев Советского Союза. Участвовал в спасении экипажа парохода "Челюскин" (1934). Во время Великой Отечественной войны командовал авиадивизией. Автор книг "Полярный летчик", "Валерий Чкалов" и др.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 18.12.2023, 13:37 | Сообщение # 80 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Харитон Юлий Борисович • 27 (14) февраля 1904 - 18 декабря 1996 • (92 года)
Памяти Юлия Борисовича Харитона
18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон, советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.
Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.
Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.
С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 10.01.2024, 13:09 | Сообщение # 81 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Глушко Валентин Петрович • 2 сентября (20 августа) 1908 - 10 января 1989 • (80 лет)
День памяти Валентина Глушко...
10 января 1989 года скончался Валентин Петрович Глушко, выдающийся ученый в области ракетно-космической техники. Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
10 января 1989 года скончался Валентин Петрович Глушко, выдающийся ученый в области ракетно-космической техники.
Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).
Начиная с 1947 г. в ОКБ-456 (в подмосковном городе Химки), руководимым В.П.Глушко, была создана серия ракетных двигателей оригинальной конструкции. Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, были установлены на первой межконтинентальной ракете Р-7 (1957 г.), на ракетах-носителях, осуществивших выведение на орбиты искусственных спутников Земли и Луны, запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, запуск пилотируемых кораблей "Восток", "Восход" и "Союз". Двигатели РД-107 и РД-108, созданные в КБ В.П.Глушко, устанавливались на первой и второй ступенях этих ракет-носителей. Они обеспечили прорыв человечества в космос и сегодня продолжают способствовать выполнению российской космической программы.
Двигатели нового типа РД-253 конструкции В.П.Глушко были установлены на первой ступени ракеты-носителя "Протон", которая обладает втрое большей грузоподъемностью, чем ракета "Союз". С помощью ракеты "Протон" во второй половине 60-х годов и в 70-х годах осуществлялись запуски тяжелых исследовательских спутников Земли и автоматических станций для исследования Луны, Венеры и Марса, в том числе облет Луны с возвращением космического аппарата на Землю, доставка с Луны образцов лунного грунта и доставка на Луну первых луноходов.
В 1974 г. В.П.Глушко был назначен генеральным конструктором Научно-производственного объединения "Энергия", соединившем ОКБ, основанное В.П.Глушко, и КБ, руководимое ранее С.П.Королевым. Наряду с проводимыми под руководством В.П.Глушко текущими запусками орбитальных станций и космических кораблей, в НПО "Энергия" по его инициативе началась разработка новой ракетно-космической системы "Энергия" с грузоподъемностью более 100 т. Среди других задач, сверхтяжелый носитель "Энергия" по замыслу В.П.Глушко предназначался для обеспечения пилотируемых полетов на Луну и создания долговременной обитаемой базы на лунной поверхности.
Для новой ракеты-носителя был создан самый мощный в мире ЖРД РД-170. Первый запуск ракеты "Энергия" состоялся 15 мая 1987 г. В ноябре 1988 г. состоялся запуск ракетно-космической системы "Энергия-Буран" с возвращением и посадкой орбитального корабля "Буран" в автоматическом режиме.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Ср, 17.01.2024, 10:42 | Сообщение # 83 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Мы были первыми...
16 января 1969 года состоялась первая стыковка двух пилотируемых кораблей "Союз-4" и "Союз-5".
В январе 1969 года впервые в мире на околоземной орбите действовала советская космическая станция. В ней жили и работали четыре советских космонавта — Владимир Шаталов, Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов.
Сначала с космодрома стартовал корабль «Союз-4», пилотируемый В. Шаталовым. А через день в совместный рейс по звездным трассам на корабле «Союз-5» отправились сразу три космонавта — командир корабля Б. Волынов, бортинженер, кандидат технических наук А. Елисеев и инженер-исследователь Е. Хрунов. Антенны кораблей «Союз-4» и «Союз-5» искали друг друга. До начала стыковки Шаталов через иллюминатор своего корабля видел «Союз-5». Через несколько секунд после включения системы радиопоиска корабли оказались связанными «радиоканатом». Двигатели ориентации развернули их точно «лицом к лицу».
16 января в 08:20 UTC корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки, активным кораблём был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём, стыковочный узел «Союза-5» был оборудован приёмным конусом. Конструкция "Союзов" не имела герметичного переходного отсека. После стыковки, агентство ТАСС объявило, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Космонавты Хрунов и Елисеев использовали скафандры «Ястреб», командир корабля Борис Волынов помогал им облачаться в скафандры, проверял системы жизнеобеспечения и коммуникаций скафандров. Затем Волынов вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом корабля «Союз-5». Корабли «Союз» модели «7К-ОК» не имели переходного люка в стыковочном узле. Во время перехода орбитальные отсеки кораблей использовались в качестве шлюзовых камер. После разгерметизации орбитального отсека первым в открытый космос вышел Евгений Хрунов. В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с центром управления полётом в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом, командир «Союза-4» Владимир Шаталов помог Хрунову и Елисееву снять скафандры. Хрунов и Елисеев передали Шаталову письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. На Землю Хрунов и Елисеев возвратились уже на «Союзе-4» вместе с его командиром Шаталовым. Примерно через сутки приземлился и «Союз-5», пилотируемый Б. Волыновым. Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 31.01.2024, 17:36 | Сообщение # 84 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 31 января 1921 г. 103 года назад День основания МТУСИ
Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) — российский отраслевой университет в области информационных технологий, телекоммуникаций, информационной безопасности и радиотехники.
Высокий уровень подготовки и переподготовки специалистов связи обеспечивают 700 преподавателей (кандидатов наук, доцентов и профессоров) и научных работников, члены многих академий России и зарубежья, лауреаты Ленинских, Государственных и других премий. Осуществляется подготовка и иностранных специалистов. Тысячи слушателей из России и других стран мира могут стажироваться на базе университета.
Начинал МТУСИ свою историю с 31 января 1921 года, когда Постановлением Главпрофоба и Коллегии народного Комиссариата почт и телеграфов РСФСР был образован Московский электротехнический институт народной связи имени Подбельского на базе Электротехникума народной связи имени Подбельского.
В результате слияния с Инженерно-технической академией связи в 1938 году образовался Московский институт инженеров связи, просуществовавший до 1946 года, а затем изменивший наименование на Московский электротехнический институт связи (МЭИС).
Следующее укрупнение произошло в 1988 году. Сразу три ведущих вуза страны — МЭИС, Всесоюзный заочный электротехнический институт связи и Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов — образовали Московский институт связи, который в 1992 году согласно Распоряжению правительства РФ стал называться МТУСИ.
Сегодня Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) — это не только высшее учебное заведение, но и один из крупнейших в стране учебно-научных центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 20.02.2024, 13:06 | Сообщение # 85 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 20 февраля 1986 г. на космическую орбиту выведена научная станция «Мир».
Орбитальный комплекс «Мир» эксплуатировался до июня 2000 года. Конец триумфального полёта пришёлся на 23 марта 2001 года.
Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года – почти втрое дольше, чем было запланировано при запуске станции. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонн научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.
За время существования этой космической лаборатории на её борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тысяч экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий.
Также на российском космическом комплексе «Мир» были установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос.
В январе 2001 года правительство России подписало постановление о прекращении работы комплекса из-за его крайней изношенности. 23 марта 2001 года орбитальный комплекс завершил свой триумфальный полет.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Чт, 28.03.2024, 10:26 | Сообщение # 87 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Раскова Марина Михайловна
• 28 (15) марта 1912 - 4 января 1943 • (30 лет)
28 (15) марта 1912 года родилась Марина Михайловна Раскова, Герой Советского Союза - первая женщина-штурман в нашей военной авиации.
***
Марина Раскова ни в детстве, ни в юношеские годы не помышляла об авиации. Она смеялась над братом, который строил из прутиков и глянцевой белой бумаги самолёты, и ломала их. И всё же летать стала она, а не брат.
Марина Раскова родилась в Москве в 1912 году. Её отец был музыкант, преподаватель пения. У девочки были хорошие музыкальные способности, и ей пророчили будущность оперной певицы. Но всё вышло иначе.
Семья Расковой лишилась кормильца - умер отец. Жить стало трудно. Марина училась в школе и в детском отделении консерватории. Окончив среднюю школу, девушка пошла работать на Бутырский химический завод, а потом поступила чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно - Воздушной академии имени Жуковского.
Она попала в совершенно иной мир. В лаборатории в шкафах хранились сложные приборы - манометры, аэротермометры, аэронланшеты, секстанты... Расковой эти названия ничего не говорили. Первое время ей немалых трудов стоило отличить один прибор от другого, старалась не перепутать их, так как в её обязанности входило приносить на лекции приборы и демонстрировать слушателям.
Но довольно скоро она поняла, что к чему. Бывая на лекциях, внимательно слушала объяснения преподавателей и неожиданно для себя заинтересовалась аэронавигацией. Она засела за книги, прочитала всё, что было написано в ту пору о штурманском деле, и поняла, что штурману нужны разностороние знания. Пришлось начать изучение высшей математики, физики, радиотехники, электротехники, топографии, астрономии, метеорологии и других наук.
***
24 - 25 сентября 1938 года штурман капитан М.М. Раскова вместе с В. Гризодубовой и П. Осипенко совершила беспосадочный перелёт на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). 2 ноября 1938 года удостоена звания Героя Советского Союза.
С января 1942 года в действующей армии. Командир женского бомбардировочного авиационного полка майор М.М.
Раскова погибла 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 01.04.2024, 10:43 | Сообщение # 88 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Яковлев Александр Сергеевич
• 1 апреля (19 марта) 1906 - 22 августа 1989 • (83 года)
Александр Сергеевич Яковлев выдающийся советский авиаконструктор. Родина высоко ценит заслуги академика, генерального конструктора, лауреата Ленинской и шести Государственных премий, дважды Героя Социалистического Труда генерал-полковника авиации А. С. Яковлева.
Почти 70 000 боевых, пассажирских, учебных и спортивных самолетов Як построено авиационной промышленностью, и в небе нашей страны и многих других государств несут свою летную службу самолеты А. С. Яковлева.
15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 годы – главным конструктором. С 1940 по 1946 годы одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности. С 1956 по 1984 годы – Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Под руководством Яковлева были созданы истребители Як-1, Як-З, Як-7, Як-9, бомбардировщики Як-4, ББ-22, Як-28, учебные самолёты УТ-1 и УТ-2, реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42 и др.
С 1934 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тысяч самолётов «Як», в том числе более 40 тысяч самолётов во время Великой Отечественной войны. Две трети всех истребителей Великой Отечественной составляли самолёты Яковлева. Самолёты Яковлева отмечены Ленинской и восемью Государственными премиями и получили широкое распространение в России и за рубежом.
Авиаконструктор награждён орденами и медалями, в числе которых 10 орденов Ленина, Золотая медаль ФАИ, французский орден Почётного легиона и Офицерского креста.
Александр Сергеевич Яковлев скончался 22 августа 1989 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Як-9 - самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 03.05.2024, 10:35 | Сообщение # 89 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Первый полёт летающей лодки!
3 мая 1932 года совершила свой первый полёт летающая лодка МБР-2. Она приняла участие в Великой отечественной войне. При эксплуатации МБР-2 установлен ряд мировых рекордов. МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) — советская летающая лодка. (по кодификации НАТО: Mote — «Соринка»).
Разработана в ЦКБ МС под руководством Г. М. Бериева. Первый полет совершила 3 мая 1932 года. Активно применялась во время Великой Отечественной Войны. У летчиков имела прозвище «амбарчик» и «корова».
История создания
Первая машина этого типа была собрана конструктором в Москве в 1932 году. Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими лётно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа. Руководством страны самолёт был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор А. Н. Туполев назвал этот самолёт «деревяшкой», но самолёт такого типа был нужен авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение.
Конструкция
Деревянный одномоторный моноплан смешанной конструкции с толкающим винтом. Имела съемное колёсно-лыжное шасси.
Эксплуатация
Самолёт после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки — техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолёт на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолёта. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолёт был готов к вылету.
Рекорды
Экипаж военных летчиц (командир старший лейтенант Полина Осипенко, старший лейтенант Вера Ломако и штурман-радист лейтенант Марина Раскова на самолёте МП-1 совершили рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь—Киев—Новгород—Архангельск протяженностью 2416 км. Самолёт авиалинии Одесса – Батуми совершил аварийную посадку в акватории Чёрного моря, где в течение девяти суток дрейфовал в штормовых условиях.
Боевое применение
Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъёмочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте «волнового управления и наведения» (ВУ) — для взаимодействия с торпедными катерами — в этом варианте экипаж был 5 человек. Широко применялись во время Великой Отечественной войны, в особенности на Чёрном море. В силу слабого оборонительного вооружения несли высокие потери.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 26.05.2024, 12:39 | Сообщение # 90 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Байдуков Георгий Филиппович • 26 (13) мая 1907 - 28 декабря 1994 • (87 лет)
26 (13) мая 1907 года родился Георгий Филиппович Байдуков - генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза. В 1936 - 1937 гг. участвовал в беспосадочных перелетах Москва - остров Удд и Москва - Северный полюс - США с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым. В Великую Отечественную войну командовал авиадивизией и авиакорпусом. Лауреат Государственной премии СССР.
***
Байдуков автор книг "Первые перелеты через Ледовитый океан", "Встречи с товарищем Сталиным" и др.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 04.07.2024, 10:28 | Сообщение # 91 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Первый полёт пассажирского самолёта Ил-18!
Ил-18 стал первым в СССР пассажирским самолетом, спроектированным «с чистого листа», именно как гражданский самолет.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным 26 августа 1956 года,а в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта.
Первый полёт опытный Ил-18 совершил 4 июля 1957 года – с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский его перегнал Владимир Коккинаки. Кстати, другой турбовинтовой пассажирский «первенец», Ту-114, совершил свой первый полёт на полгода позже. Ил-18 имел пассажировместимость 75 человек, а грузоподъёмность 12 т.
В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлётной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель, однако из-за ненадёжной работы двигателей НК-4 с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А была прекращена. Модификация Ил-18Б с более надёжными двигателями АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлётной массой до 61,5 тонн появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата. За создание Ил-18 Ильюшину и его группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия. Ил-18 стал массовым и основным самолётом «Аэрофлота».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 12.09.2024, 12:28 | Сообщение # 92 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Первый в истории полет с Земли на Луну!
Утром 12 сентября 1959 года с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-Л", которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию "Луна-2".
Коррекция траектории ракеты при ее движении к Луне не предусматривалась, поэтому для обеспечения попадания в Луну расчетные значения параметров движения в конце активного участка были выдержаны исключительно точно.
14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени "Луна-2" достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну.
Автоматический межпланетный аппарат совершил посадку западнее "Моря Ясности", вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик.
Момент "встречи" с Луной зарегистрировали отечественные и зарубежные обсерватории, было даже сфотографировано поднявшееся пылевое облако.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 04.10.2024, 18:53 | Сообщение # 93 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 1970 - Фронтовой бомбардировщик Су-24
17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24 Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин. Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году.
Этот самолет стоит на вооружении не только России, но и Белоруссии, Украины, Узбекистана, Алжира, Анголы, Сирии, Казахстана и др.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.
Вооружение. Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн. Управляемые ракеты: «воздух-воздух»: 2 x Р-60 (АА-8), «воздух-земля»:. 4 x Х-25МЛ/МР или Х-23. Неуправляемые ракеты: 192 (6 x 32) x 57 мм С-5 в блоках УБ-32. Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты 3 x 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.)
Су-24 применялись в Афганской войне (1979—1989). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита. Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
|
Sokol | Дата: Вт, 08.10.2024, 11:26 | Сообщение # 95 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Осипенко Полина Денисовна • 8 октября (25 сентября) 1907 - 11 мая 1939 • (31 год) 8 октября (25 сентября) 1907 года родилась Полина Денисовна Осипенко, летчица, Герой Советского Союза.
В сентябре 1938 года самолет АНТ-37 «Родина», в экипаж которого входили командир Валентина Гризодубова, второй пилот Осипенко и штурман Марина Раскова, совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток и установил женский мировой рекорд дальности полета — 6450 км (5910 км по прямой). За это достижение отважным летчицам первым из женщин было присвоено звание Героя Советского Союза.
Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.
Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 30.10.2024, 14:15 | Сообщение # 96 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 29 октября - 1 ноября "Дни Памяти" Алексея Васильевича Алелюхина (Дважды Герой СССР)
1 ноября 1943 года Алексею Васильевичу Алелюхину присвоено звание Дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».
Огромный вклад в победу советского народа над гитлеровской Германией внесли летчики-асы, каждый из которых уничтожил по несколько десятков самолетов агрессора. Алексей Алелюхин – один из этих замечательных людей, настоящих героев своей страны.
С 26 сентября по 5 ноября 1943 года Красная Армия проводила Мелитопольскую операцию. Войска Южного фронта, завершив Донбасскую операцию, двинулись на город Мелитополь, продолжая теснить противника. Войсками Южного фронта командовал генерал армии Федор Иванович Толбухин, под началом которого в бой шли до 555 тысяч солдат и офицеров. В небе над Украиной бились с противником и выполняли различные боевые задачи в рамках Мелитопольской операции свыше 1100 самолетов.
Во время Мелитопольской операции девятке, которой командовал молодой офицер Алексей Алелюхин, удалось одержать победу над 50 бомбардировщиками противника, которые следовали под прикрытием истребителей. Советские пилоты смогли нарушить боевой порядок противника. Это была не первая и, к счастью, далеко не последняя победа Алексея Алелюхина.
1 октября 1943 года Алелюхин, действуя в группе, сбил три вражеских самолета Хе-111. До этого Алелюхин успешно сражался в небе над Сталинградом, Ростовом, Донбассом. Один из самых отважных и умелых советских летчиков, Алелюхин осенью 1943 года летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра», освоив в совершенстве этот американский самолет. В небе над Сталинградом он сбил Ме-109 лично и Ю-88 в составе группы. 30 июля 1942 года Алелюхин получил ранения в ногу и спину, но это не помешало ему вскоре вновь встать в строй и продолжать бить врага.
Полк асов
9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором служил Алелюхин, был одной из наиболее результативных советских авиационных частей. Именно в этом полку служил и знаменитый ас Амет-Хан Султан, прославленные летчики Владимир Лавриненков и Павел Головачев. 558 самолетов за годы войны – такой результат поставил 9-й гвардейский истребительный авиационный полк на седьмое место по количеству сбитых машин врага в советской авиации.
Истребительный авиационный полк был сформирован еще до войны, 13 сентября 1939 года на станции Мокрая в Запорожье, на базе 6-й истребительной авиационной эскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения. После того, как полк был окончательно укомплектован летным составом и службами, его перебросили в Одессу и включили в 21-ю авиационную дивизию. К моменту нападения Германии на Советский Союз, в состав полка входили 70 самолетов И-16 и 5 МиГ-3. В ноябре 1942 года полк получил самолеты Як-1, а в августе 1943 года — P-39 «Аэрокобра». С лета 1944 г. до конца войны летчики полка летали на самолетах Ла-7.
Всего за годы войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, участвовал в 258 воздушных боях, лично сбил 40 самолетов противника, еще 17 самолетов были сбиты в составе группы. Он оказался на тринадцатом месте по результативности среди самых успешных советских военных летчиков Великой Отечественной войны, обойдя своих знаменитых сослуживцев Павла Головачева и Амет-Хана Султана.
Прославленный военный летчик, Алексей Алелюхин практически всю сознательную жизнь, с 18 до 65 лет, посвятил службе в военной авиации. После выхода в отставку он прожил еще пять лет и 29 октября 1990 года скончался на 71-м году жизни. Боевого генерала и дважды Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище.
В поселке Кесова Гора Тверской области, где родился Алелюхин, и в Борисоглебске, где он учился в летной школе, установлены бюсты героя. Его именем названы улица и школа в родном поселке.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 03.11.2024, 08:09 | Сообщение # 97 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 1957 - 3 ноября 1957 года в СССР совершен запуск космического аппарата «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту - первым земным существом в космическом пространстве.
Цель этого запуска состояла в том, чтобы «определить саму возможность пребывания живых существ на высотах до 100–110 км после заброса их туда с помощью ракет, последующего катапультирования и спуска на парашюте».
Несмотря на то, что собака прожила на орбите всего несколько часов (она умерла от перегрева и повышенного стресса), пребывание ее в космосе подтвердило, что живые организмы способны переносить условия невесомости. «Спутник-2» совершил 2 570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года.
Английское общество защиты животных направило Хрущеву протест против жестокого обращения с животными. Особенно тяжело было тем людям, которые готовили Лайку к полету, кормили, играли и гуляли с ней… Оставалось утешаться тем, что полученные медико-биологические данные дали бесценный материал для подготовки организма человека к космическому полету.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 09.11.2024, 10:14 | Сообщение # 98 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| Парашют Котельникова
9 ноября 1911 года Глеб Котельников запатентовал свое изобретение и получил свидетельство на "спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом". Он назвал его "РК-1", то есть "Русский, Котельников – первый".
Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 (18) января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.
Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 21.11.2024, 10:27 | Сообщение # 99 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1392
Статус: Оффлайн
| 1910 - Рождение школы военных летчиков
21 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков).
Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.
Почтовая марка посвящена 100-летнему юбилею со дня основания училища. На марке изображен знак выпускника училища 1938 г.
После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США. Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза. В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |