Искусство на почтовых марках
|
|
Sokol | Дата: Чт, 23.01.2025, 21:58 | Сообщение # 201 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| Огюст Монферран французский архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
23 января 1786 239 лет назад — 10 июля 1858 167 лет назад
Огюст де Монферран родился 23 января 1786 года в предместье Парижа Шайо, в семье учителя верховой езды.
В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в армии несколько раз вынужден был прерывать учебу. Работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа.
Когда российский император Александр I был в Париже, Монферран показал ему свои проекты и был приглашен в Россию, где ему суждено было создать великие творения и прославить свое имя.



 Александровская колонна.
 Исаакиевский собор
 Памятник императору Николаю I.
Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново. При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.
После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.
Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, Демидова и Гагариной), руководил строительством Нижегородской ярмарки. Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.
Умер Огюст Рикар де Монферран в Петербурге (28 июня) 10 июля 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 31.01.2025, 20:09 | Сообщение # 202 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 31 января 1893 года родился народный художник СССР Аркадий Пластов
ПЛАСТОВ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - российский живописец, график, народный художник СССР (1962 год), член АХ СССР (1947 год).
Родился в семье потомственных художников-иконописцев. Учился в Москве - в студии И.И. Машкова (1912 год), в СХПУ (1912-1914 годы) у С.С. Алёшина и Ф.Ф. Федоровского, в МУЖВЗ (1914-1917 годы) у С.М. Волнухина, А.Е. Архипова, А.С. Степанова и других.
Не окончив обучения, из-за революционных событий вернулся в родное село. Получив, как безземельный крестьянин, участок земли, вёл хозяйство, одновременно работал над этюдами и эскизами («Пугачёв», 1920-е годы, Краеведческий музей, Ульяновск), портретами (в том числе автопортрет и портреты братьев, все 1917-1920 годы, собрание семьи Пластова). Почти постоянно жил в селе Прислониха, иногда выезжая в Москву, также в творческие поездки. В 1925-1926 годах работал в Ульяновске, исполнял портреты участников Октябрьской революции 1917 года.









«Ужин трактористов»

Главная тема творчества Пластова - быт русской деревни, образы крестьян, живущих в единстве с природой. Одна из центральных работ предвоенного времени - «Колхозный праздник» (1937 год, ГРМ), многофигурное полотно, написанное в «официозном» духе и изображающее мечту о счастливой и радостной жизни (для него Пластов выполнил около 200 этюдов). Для выставки «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» Пластов создал оптимистичную по настроению и динамичную по композиции картину «Купание коней» (1938, ГРМ). Исполнил также монументальные панно для ВСХВ (1937-1939) и Всемирной выставки 1939 в Нью-Йорке («Знатные люди Страны Советов», совместно с другими художниками).
В годы войны Пластов создал графические серии «Захватчики» и на тему героической обороны Сталинграда (в 1943 году с группой художников побывал на фронте). Из картин этого времени наиболее значительна «Фашист пролетел» (1942 год, ГТГ), символизирующая трагедию войны. Повседневной жизни села воен. времени посвящён ряд полотен, где большое эмоциональное значение имеет пейзаж («Жатва», «Сенокос», обе - 1945 года, ГТГ). В искусстве Пластова послевоенных десятилетий продолжаются темы крестьянского труда («Ужин трактористов», 1951 год, Художественный музей, Иркутск), деревенских праздников («Ярмарка», 1947 год, Национальный художественный музей Молдавии, Кишинёв).
Пластов пишет также пейзажи и натюрморты, но особенно много - портреты, преимущественно односельчан (серия «Люди колхозной деревни», 1951-1965 годы). Тема материнства и детства также привлекала художника начиная с 1950-х годов («Костёр в поле», 1969 год, Художественный музей, Ульяновск, и другие).
Философское начало, осмысление трагический сторон жизни присутствуют в позднем творчестве Пластова: «Слепые» (1967, собрание семьи Пластов), «Бабье лето» (1971 год, Художественный музей, Саратов) и другие.
На протяжении всего творческого пути Пластов обращался к теме православия - в живописи и графике («В Успенском соборе», акварель, белила, 1950-е годы, собрание семьи Пластова, и другие).
Книжные иллюстрации Пластова (к прозе М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.Пластов Чехова, Г.И. Успенского, стихам Н.А. Некрасова и других) отличаются живописной манерой исполнения. В области станковой графики он создавал портреты, интерьеры, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические композиции («Передача скота бедноте», 1940 год; «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами», 1953-1954 годы, обе - ГТГ). Посетил Италию (1956, 1963 годы), Францию (1956 год), Египет (1965 год).
Искусство Пластова во многом сформировалось под влиянием передвижников, мастеров СРХ, представителей московского сезаннизма, также иконописи. Живопись Пластова отличается насыщенным пленэрным колоритом в сочетании с почти скульптурной «лепкой» объёма цветом. Творчество Пластова - одна из вершин отечественного реализма XX века; оно не вписывается в рамки ни социалистического реализма, ни какого-либо стилистического течения первой трети XX века.
Ленинская премия (1966 год), Государственная премия СССР (1946 год), Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1972 год, посмертно). Награждён орденами Ленина (1968, 1971 годы).
Влияние Пластова испытали его сын, живописец Николай Аркадьевич Пластов (1930-2000 годы), и внук, живописец Николай Николаевич Пластов (родился в 1956 году), также В.М. Сидоров, В.Ф. Стожаров, А.Пластов и С.Пластов Ткачёвы и другие.
В 1988 году в селе Прислониха открыт Музей-усадьба Пластова, в 2010 году - Музей Пластов в Ульяновске; имя Пластова носит Музей современного изобразительного искусства в Ульяновске (основан в 1992 году; все - филиалы Художественного музея, Ульяновск).
«Первый снег» — картина русского советского художника Аркадия Пластова. Создана в 1946 году в деревне Прислониха в Карсунском районе Ульяновской области. Полотно находится в постоянной экспозиции и коллекции Тверской областной картинной галереи

Картина изображает мальчика и девочку, вышедших на улицу, чтобы посмотреть на первый снег. Художник сумел передать свежесть зимнего дня, обаяние деревенских детей, их живой интерес к окружающему миру и наивное восхищение его красотой. Советские и российские искусствоведы отмечали глубокое понимание автором русской природы и особенностей детской души.
Дети вышли на крыльцо, чтобы посмотреть на первый снег. Художник изображает, по словам журналиста и писателя Евгения Резепова, «нежную и открытую девочку» и важного мальчика, «который ведёт себя маленьким мужичком». Дети надели валенки, которые взяты у старших, шаль на голове девочки — явно чужая.
«Девочка лет восьми-девяти выбежала вместе с младшим братишкой на крыльцо. Он одет по-зимнему… А она выскочила на минутку, всунула босые ноги в великоватые валенки, набросила на голову белый платок, который и поддерживает обеими руками. А мордочку вверх подняла и смотрит завороженно, любуется снежинками, которые, поди, всю ночь падали и сейчас падают… Счастливые минуты даны каждому человеку, они подчас кратки, мимолётны. Запечатлев их на полотне, художник совершает святое дело»
— Василий Дедюхин. Краски Прислонихи
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 02.02.2025, 18:02 | Сообщение # 203 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 2 февраля 1937 года - Создается "Госфильмофонд СССР"
В фонде более 65 тысяч наименований российских и зарубежных кинолент разных лет, а также документация к кинофильмам: сценарии, монтажные листы, фотографии и киноплакаты.
Коллекция фонда
Знакомство с его коллекцией для каждого из нас начинается в раннем детстве, с киносказок Александра Роу и мультфильмов Федора Хитрука, и продолжается всякий раз, когда в кинозале гаснет свет, а на экране появляются титры. Ведь Госфильмофонд не только хранит в своих запасниках кинотворения прошлого и настоящего, но и предоставляет их для показа зрителю.
Богатейшее собрание негативов и позитивов художественных и научно-популярных лент дополнено киноплакатами, монтажными листами, сценариями, отзывами прессы и фотографиями кинозвезд. Коллекция не перестает пополняться. Едва увидев свет, картина попадает в архив: по закону прокатчик обязан отправить в Госфильмофонд копию фильма, который выходит на экраны, будь то российская или зарубежная картина. Госфильмофонд принимает на вечное хранение любой кинопродукт, независимо от его качества, отзывов критики, успеха в прокате. Сотрудники хранилища не берут на себя роль цензоров, их задача — сохранить материал. К фильму здесь относятся беспристрастно — как к документу, ценному для истории.






История создания
Первое отечественное хранилище кинолент — Центральный архив кинофотодокументов РСФСР — было образовано в 1926 году. Но поскольку советская власть наиболее ценным пропагандистским материалом считала хроникальные ленты, новый архив вместил в себя исключительно документальные материалы. Игровое кино взяли под охрану лишь спустя несколько лет, в конце 30-х, когда в подмосковных Белых Столбах решено было построить фильмохранилище.
Одна копия фильма может занимать от семи до десяти коробок. При соблюдении условий кинопленка способна храниться до 500 лет.
Поначалу условия для сохранности кинопленок здесь были далеко не идеальны, многие материалы не были разобраны и систематизированы, многие и вовсе складировались на полу. Однако это было первое специализированное учреждение такого рода, и постепенно к киноархивному делу выработался по-настоящему научный подход.
Фильмы Госфильмофонда хранятся в металлических коробках, в темных и холодных помещениях, при температуре ниже +10 ºC.







 Фонд в советское время
Уже в конце 30-х на хранение в Белые Столбы стали поступать все без исключения фильмы, и те, что шли на широком экране, и те, что были запрещены к показу по личному указанию Сталина. С началом войны коллекцию развезли по разным городам Союза, и даже в эвакуации фильмохранилище прирастало новыми фондами: материалы поступали из киностудий союзных республик. А в 1945 году Белые Столбы приняли ценный груз из только что капитулировавшей Германии — два вагона с кинолентами, которые сотрудникам фонда нужно было отсмотреть и разобрать в авральном режиме, чтобы уже в 1946 году первые трофейные картины вышли на широкий экран. К началу 60-х собрание Госфильмофонда считалось одним их крупнейших в мире.
Трофейные фильмы, прибывшие в 1945 году из Германии, разгружали на железнодорожной станции Белые Столбы. Из-за бездорожья их пришлось перевозить в фильмохранилище на санях.
Белые Столбы стали спасительной гаванью для многих отечественных киношедевров. Словосочетание «положить на полку», вошедшее в обиход в советское время, у профессионалов и любителей кино может вызывать лишь грустные воспоминания. Но именно благодаря госфильмофондовским «полкам» и, во многом, самоотверженности его сотрудников заклейменные советской властью киноленты дожили до наших дней.
В 1966 году Госфильмофонд открыл «профильный» кинотеатр «Иллюзион» на Котельнической набережной в Москве. Здесь и сегодня демонстрируют фильмы из архивов главного кинохранилища страны. В 1997 году у Госфильмофонда появилась еще одна площадка для показа старых и забытых кинолент — фестиваль «Белые Столбы», который проводится ежегодно в январе — феврале.
Госфильмофонд сегодня
Госфильмофонд — не просто «склад» отечественного кинематографа, это и исследовательский центр для специалистов киноотрасли, и реставрационная лаборатория, возвращающая к жизни уникальные кинопленки, и творческая мастерская для режиссеров. На протяжении десятилетий Госфильмофонд был школой для создателей кино, его архивы не просто служили учебным материалом для выпускников ВГИКа, но и вдохновляли их на создание новых замечательных картин. Эта уникальная фильмотека обеспечивает необходимым киноматериалом телевидение, фестивали, недели кино. В 1993 году Госфильмофонд был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Сегодня Госфильмофонд перешел на цифровые носители. Новый цифровой архив был создан в Белых Столбах в 2008 году. Тогда же вся коллекция переехала в новое здание, единственное в мире, специально спроектированное для хранения фильмов. По случаю новоселья в Белых Столбах устроили необычную акцию: пригласили мэтров российской режиссуры, которые собственноручно перенесли свои фильмы в новое помещение
Специальные условия созданы в Госфильмофонде для самых ценных, но в буквальном смысле слова самых опасных киноматериалов — для пленок на нитрооснове, которую использовали в кинопроизводстве вплоть до 60-х годов. Нитратная пленка — горючий материал, она способна самовозгораться при температуре 49 ºС. В прошлом никакой альтернативы ей не было, и проекционные аппараты нередко выжигали такую пленку. Доходило и до пожаров. Так, нитратная пленка стала виновницей крупного пожара в Париже в мае 1897 года, когда во время киносеанса в огне погибли 120 человек. Похожая трагедия произошла в России в 1911 году — в кинозале поселка Бологое сгорели 100 человек.
Сегодня в запасниках Госфильмофонда бережно хранятся только самые ценные из «огнеопасных» киношедевров.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 03.02.2025, 21:19 | Сообщение # 204 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| День памяти преподобного Максима Грека
Преподобный Максим Грек (1475—1556) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции.
Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.



Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...».
Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 3 февраля (по новому стилю) 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 04.03.2025, 20:33 | Сообщение # 205 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 4 марта 1818 г. 207 лет назад В Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому
Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.
В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.
Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія. Лѣта 1818».
 

 
 
В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. В январе 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.
Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.
Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.
Изначально памятник был установлен на Красной площади перед Верхними торговыми рядами, позднее переименованными в ГУМ. В настоящее время стоит у Покровского собора, куда был перенесён в 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В. Ленина

Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».
После революции 1917 года монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.
В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 27.03.2025, 20:59 | Сообщение # 206 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 27 марта - "Международный день театра"! Международный день театра.
Театр! Театр! Как много значат Для нас порой твои слова! И разве может быть иначе? В театре жизнь всегда права!
27 марта во всем мире отмечается Международный день театра - профессиональный праздник деятелей театрального искусства, учрежденный в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО.
Международный день театра - это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник и миллионов зрителей.
Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии - истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.












Несмотря на то, что "Всемирный день театра" не имеет в Российской Федерации официального государственного статуса, чиновники высших эшелонов власти РФ в этот день поздравляют работников театров страны.
Цель праздника - популяризировать зрелищное искусство, укрепить и наладить культурные связи. Девиз торжества: "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".
Празднование Международного дня театра - это дань не только драматургам, режиссерам и актерам, но и другим многочисленным профессионалам, связавших свою жизнь со сценой - художников по декорациям, костюмеров, художников, музыкантов, осветителей...
День театра – это не только праздник для профессиональных деятелей искусства, но и прекрасная возможность для зрителей приобщиться к прекрасному, сокровенному миру, таящемуся за театральным занавесом!
Театр! Мой смысл, затерянный в пространстве, Манящий души, словно в мир иной, Увековечен в клоунском убранстве, Сокрытый плюша мёртвой тишиной...
...Театр! Мой мир, введя в свои покои, В свой храм добра, надежды и любви, От груза дней прошедших успокоит И от недуга будней исцелит.
Галина Юдина
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 08.04.2025, 13:58 | Сообщение # 207 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 8 апреля 2025 - 113 лет Отечественной анимации!
1912 - Состоялась премьера первого отечественного мультипликационного фильма - "Прекрасная Люканида". Широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину.
https://youtu.be/kzQCFlx5hvw
Это была работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых. Кукольная анимация В.Старевича имела огромный успех и не только на Родине, но и за рубежом. Для своего времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве. Мультфильм поразил зрителей именно своей техникой - многие из них были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели.
И сегодня эта дата считается Днем рождения российской анимации.
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Одним из первых всемирно известных советских полнометражных мультипликационных фильмов стал «Новый Гулливер» Александра Птушко (1935). В июне 1936 года в Москве была основана киностудия «Союзмультфильм». Не одно поколение детей выросло на добрых и умных историях, анимированных на «Союзмультфильме», таких как: «ДоРеМи», «Маугли», «Винни Пух», «Самый маленький Гном», «Бегемот и Солнышко», «Буренка из Масленкино», «Волк и Семеро козлят», «Козленок, который считал до десяти», «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Крокодил Гена», «Котенок Гав», «Простоквашино» и многих других.






Марки Почты СССР 1988 года с героями популярных советских мультфильмов студии «Союзмультфильм»




В настоящее время российская школа мультипликации не теряет своих высоких позиций, а её разнообразие стилей и направлений поражает воображение.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 10.04.2025, 06:54 | Сообщение # 208 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 8 апреля 1956 года в Москве пьесой Виктора Розова "Вечно живые" открыт театр "Современник"!
8.04.1956 - В Москве пьесой Виктора Розова "Вечно живые" открыт театр "Современник". Его основатели - первый художественный руководитель Олег Ефремов (до 1970 года), Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков - молодые артисты, выпускники Школы-студии Московского художественного театра. В первый сезон "Современник" будет называться "Студия молодых актеров", ядро которой составят воспитанники Школы-студии МХАТ. С театром будут сотрудничать писатели К. Симонов, В. Розов, М. Рощин, А. Володин, М. Шатров.



Бывший кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре.
После закрытия кинотеатра и длительной реконструкции в 1974 году сюда переехал театр "Современник".
Театр и его актерский состав очень быстро стали знаменитыми на всю страну - попасть на спектакль "Современника" мечтали буквально все. Бешеную популярность театру снискал репертуар современных авторов на подмостках "Современника" обсуждались насущные проблемы, понятные и знакомые каждому зрителю....
Драматург Виктор Сергеевич Розов во время войны принес свою новую пьесу "Вечно живые" в Главлит - это управление цензуры печати в СССР. Через какое-то время дедуля, который читал его пьесу, возвратил рукопись с отказом и со словами: "Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем". Виктор Сергеевич потом рассказывал, что был очень доволен тем, что старичок плакал.
“Милые, дорогие! Возвращайтесь живыми!”
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 19.04.2025, 19:31 | Сообщение # 209 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| Всемирный день цирка В 2025 году эта дата — 19 апреля
Ежегодно в третью субботу апреля всё мировое цирковое сообщество и любители этого удивительного искусства отмечают необыкновенно весёлый праздник – Всемирный день цирка. Он учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру. Ведь цирк любят не только дети, но и взрослые, причём в разных уголках планеты.
Кстати, Всемирная федерация цирка, штаб-квартира которой расположена в Монте-Карло, была основана в 2008 году с целью содействия развитию циркового искусства и культуры во всем мире. Именно она и стала инициатором праздника, посвященного цирку, – 19 апреля 2008 года (в третью субботу апреля) впервые был проведен Европейский день цирка, и эту традицию и решено было продолжить при учреждении уже всемирного праздника.
Надо сказать, что национальные Дни цирка есть во многих странах. В России идеи по поводу учреждения подобного праздника звучат уже много лет, однако пока своего праздника у российских циркачей так и не появилось. Зато появился международный День. Так, в праздновании первого Всемирного дня цирка, в 2010 году, приняло участие более 25 стран, а в 2021 году в рамках Дня прошло более 300 мероприятий в 50 странах мира.







В России цирк, в современном его понимании, появился значительно позже, чем в Европе. Старейшим цирковым стационаром считается цирк Гаэтано Чинизелли в Санкт-Петербурге, открытый в 1877 году, который и сегодня функционирует. А вот создателями Русского национального цирка считаются братья Никитины, которые, дав первое представление «Русского цирка братьев Никитиных» в Пензе, впоследствии открыли целую сеть добротных цирков в ряде российских городов.
Современный цирк – это клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика, иллюзионизм, пантомима, интермедия и многое другое. В мире работают тысячи цирков, и ряд из них имеют мировую известность. Например, одна из самых древних цирковых трупп мира – Китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной», или канадский «Цирк Солнца» (Cirque du Soleil), главное достоинство которого в том, что он представляет собой не просто отдельную цирковую организацию, а является огромной цирковой корпорацией с офисами в нескольких странах мира. А во французском «Цирке Фрателлини» главные действующие лица – клоуны, а знаменитый американский «Цирк братьев Ринглинг и Барнума и Бейли» считается одним из первых в процессе модернизации циркового дела.







Не менее известен и российский цирк. Большой Московский государственный цирк – один из самых больших стационарный цирков в мире. За время своей деятельности он представил более 100 различных программ, где принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка. А на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, одного из старейших цирков страны, выступали артисты с мировым именем – это Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильямс Труцци со своими лошадьми, акробаты Океанос, эквилибристки сестры Кох, фокусник Кио, клоуны Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Михаил Шуйдин. Здесь был создан «Медвежий цирк» Валентина Филатова…
Надо также отметить, что в этой профессии очень много династий, продолжающие лучшие цирковые традиции. В Золотой фонд российского цирка вписаны такие знаменитый династии, как: Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Тугановы, Багдасаровы, Волжанские, Довейко. И список мастеров манежа можно продолжать ещё долго. О цирке написано немало книг и картин, снято множество фильмов, ему посвящены Международные цирковые фестивали, самый старый и престижный из которых – Фестиваль в Монте-Карло, где разыгрываются свои цирковые «Оскары».
Всемирный день цирка – это особенное событие для всех мастеров и поклонников циркового искусства, такого доброго, немножко наивного, но искреннего и прекрасного чуда, имя которому ЦИРК.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 22.04.2025, 09:37 | Сообщение # 210 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| Генри Филдинг английский писатель и драматург
22 апреля 1707 318 лет назад — 8 октября 1754 271 год назад
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding) родился 22 апреля 1707 года в семье дворянина, предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир, Англия). До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре – богатом имении деда. С 1719 по 1725 годы учился в Итоне, а с 1728 по 1730 годы – в Лейденском университете.
Его первой публикацией была сатирическая поэма «Маскарад», опубликованная в 1728 году. Вскоре после нее Генри Филдинг пишет комедию положений «Любовь под разными масками». К 1730 году опубликовано еще четыре пьесы Филдинга, среди них «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик» – самая популярная из его пьес.

В 1731 году Филдинг пробует новый для себя жанр – политическая сатира. Он ставит «Валлийскую оперу», в которой содержатся нападки на первого министра Р. Уолпола. Уязвленный премьер добился того, что комедию запретили, однако Филдинг не оставил этот жанр. В результате в 1737 году Уолпол провел закон, устанавливавший театральную цензуру. Так Филдинг был отлучен от театра.
В ноябре 1739 года Филдинг начинает издавать журнал «Борец, или Британский Меркурий», связанный с парламентской оппозицией. Его «Борец» также начинает вражду с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности.
Зато политическая направленность была присуща другим изданиям Филдинга: антистюартовскому «Истинному патриоту» и «Якобитскому журналу». По мнению экспертов, эти журналы интересны и сегодня своими очерками и литературной критикой.
Умер Генри Филдинг 8 октября 1754 года в Лиссабоне (Португалия).
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 24.04.2025, 20:07 | Сообщение # 211 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 24 апреля 1964 г.
В прокат вышел фильм Григория КОЗИНЦЕВА «Гамлет» с Иннокентием СМОКТУНОВСКИМ в заглавной роли, Анастасией ВЕРТИНСКОЙ, сыгравшей Офелию, и Эльзой РАДЗИНЕЙ в роли королевы Гертруды.
Десятью годами ранее режиссер ставил «Гамлета» на сцене Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (ныне восстановившего свое имя Александринского театра). Автору пьесы посвящена его книга «Наш современник Вильям ШЕКСПИР». Кинопостановку Козинцев готовил 8 лет, пока обошел все препоны. Средневековый Эльсинор снимался на морском побережье Эстонии, только полгода ушло на создание декораций замка.




Козинцев сразу увидел в еще мало кому известном Смоктуновском героя пьесы. Сомневались не только коллеги по творческой группе режиссера, но и сам актер до начала съемок признавался: «Горд, счастлив, смущен и благодарен, но больше всего напуган. Не знаю, в какой степени смогу оправдать Ваши надежды — ни в театре, ни в кино ничего подобного мне еще делать не приходилось. Поэтому Вы поймете мою растерянность. Страшно, но не менее страшно хочется. Совсем не верю в себя как в Гамлета. Если Вы сможете вдохнуть в меня эту веру, буду очень и очень признателен...»
Фильм вышел замечательным, завоевал на фестивалях 23 приза, на родине его признали картиной года, Смоктуновского — лучшим актером, создателям присудили Ленинскую премию. В Англии советского «Гамлета» признали более современным, чем экранизацию с великим Лоуренсом ОЛИВЬЕ в главной роли, фильм и Смоктуновский были номинированы на награды Британской академии кино, а в США картину выдвинули на получение «Золотого глобуса». Совершенно нелепыми на этом фоне представляются современные заключения, что фильм являл собой огромную фигу в кармане и был аллюзией на Советский Союз — тюрьму.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 26.04.2025, 11:26 | Сообщение # 212 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 25 апреля - День основания "Русского музея императора Александра III"
Идея организации государственного музея национального искусства витала в русском обществе с середины XIX века. Александр III был ценителем искусства и очень хорошо разбирался в живописи. Именно ему принадлежит мысль создания всенародного музея произведений искусства. В Москве тогда эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея, а в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было.
Задуманное Александром III осуществил его сын - император Николай II, подписав (13) 25 апреля 1895 года Высочайший Указ "Об учреждении Русского Музея Императора Александра III" и "о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". В мае 1895 года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.







Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Николай II предписал Главному Казначейству открыть кредит для музея на содержание Михайловского Дворца в Санкт-Петербурге. В Положении о музее говорилось, что он основан в память Императора Александра III, "имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России".
Изначально в нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия.
Художественное собрание музея также формировалось из разных источников - произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею знаменитую коллекцию князя А.Б. Лобанова-Ростовского, выкупленную им у наследников князя.





Сегодня Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства, это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской и научно-методической работы, курирующий деятельность 260 художественных музеев страны.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет...
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 28.04.2025, 08:59 | Сообщение # 213 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 28 апреля - День начала строительства "Вологодского кремля"
28.04.1566 - Начало строительства Вологодского кремля – заложен как крепость по приказу царя Ивана IV (Грозного) и должен был играть роль оборонительного укрепления.
Каменный детинец Вологды начал сооружаться в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название крепости – Насон-город. Руководить работами был приглашён английский инженер Хемфри Локк, по другим сведениям русский инженер Размысл Петров. Царь собирался создать здесь свою резиденцию.
Строительство сооружений кремля было прервано в 1571 году после неожиданного отъезда царя из Вологды. К этому времени возвели каменную стену с девятью башнями с юго-восточной стороны, две башни с пряслами между ними на юго-западном углу. Внутри детинца был построен каменный соборный храм – Софийский собор и деревянный царский дворец с церковью Иоакима и Анны. Даже недостроенный кремль, тем не менее поражал своими размерами.









22 сентября 1612 года при набеге поляков и литовцев сгорела часть стен и башен. В 1632 году острог был обновлён новыми деревянными стенами. В описи 1657 года отмечалось, что уже не было деревянных стен с северной и западной сторон. Каменные башни и стены сильно разрушились. К этому времени крепость уже потеряла своё значение. Камень, кирпич используются для строительства церквей и гражданских зданий. После паводка реки Вологды в 1670 году, когда весенние воды размыли земляной вал крепости от Водяных ворот до Ильинского рва, крепость больше не восстанавливалась. В 1780 году часть каменных башен ещё существовала. Но в 1822-1823 году при генерале-губернаторе Брусилове при устройстве бульваров разбирается последняя башня вологодской крепости – Пороховая башня.
В настоящее время Вологодским кремлём не вполне корректно называют укреплённый комплекс Архиерейского двора XVII века, находившийся внутри крепости Ивана Грозного.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 02.05.2025, 10:15 | Сообщение # 214 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| Иван Айвазовский русский живописец-маринист
29 июля 1817 208 лет назад — 2 мая 1900 125 лет назад
Сын мелкого армянского коммерсанта из Крыма за свою жизнь написал 6000 картин. Популярность художника была велика, и он разбогател на продаже своих картин. На вырученные таким образом деньги он построил морской порт в родной Феодосии и провел железную дорогу. Художник был избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской.








Художник писал в основном морские пейзажи. Одной из самых известных его картин является «Девятый вал», написанная Айвазовским в 1850 году. Он также посвятил многие свои работы подвигам русских моряков – «Чесменский бой», «Наваринский бой» (1848) и др.



В 1847 году Айвазовский стал профессором Петербургской Академии художеств, состоял он также в нескольких европейских академиях.
С 1845 года художник жил в Феодосии, где основал школу искусств и галерею, которую впоследствии завещал Феодосии. Именно в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского полнее всего представлено творчество великого художника.
Айвазовский оставил след в истории и как меценат. Популярность художника принесла ему солидный капитал, и он щедро использовал его на благотворительные цели.
На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии (19 апреля) 2 мая 1900 года.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 08.05.2025, 13:36 | Сообщение # 215 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 8 мая 2020 года к 75-летию Победы, был установлен "Ржевский мемориал"
В 2020 году, к 75-летию Победы, был установлен Ржевский мемориал – памятник последней не увековеченной великой битве Великой Отечественной.
Политая кровью наших бойцов ржевская земля навсегда вписана в героическую летопись истории Родины. В годы Великой Отечественной войны за Ржев велись ожесточенные бои, город был почти полностью разрушен. После присвоения в 2007 году почетного звания «Город воинской славы» Ржев прочно утвердился в общественном сознании как символ кровопролитных сражений на Центральном (Московском) направлении советско-германского фронта.
Сражения на периметре Ржевско-Вяземского выступа – излюбленная тема ревизионистов от истории, издавна разжигающих полемику вокруг бессмысленности наступательных действий советского командования на этом направлении и понесенных Красной Армией огромных потерь. Благодаря исследованиям современных историков роль и значение сражений подо Ржевом для достижения перелома на всех фронтах в пользу Красной Армии становятся все более очевидными. «Задачи той не выиграл враг», как сформулировал А. Т. Твардовский в своем известном стихотворении «Я убит подо Ржевом».
И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она – спасена.
Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете.
Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, - Точно в пропасть с обрыва - И ни дна, ни покрышки...
...Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить...
А.Т. Твардовский






Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 10.05.2025, 08:46 | Сообщение # 216 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 101 год назад - 10 мая 1924 года, родилась Юлия Владимировна Друнина – советская поэтесса-фронтовик!
10 мая 1924 года, 95 лет назад, родилась поэт Юлия Друнина. Ее лучшие строки посвящены военной теме. «Я порою себя ощущаю связной Между теми, кто жив И кто отнят войной… Нет, ничто не забыто, Нет, никто не забыт, Даже тот, Кто в безвестной могиле лежит»
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Ее родители работали в школе: отец – учителем истории, мать – библиотекарем. Юлия окончила школу № 131, где работал её отец. Стихи она писала еще школьницей. Это были стихи о любви, о природе.
Когда началась Великая Отечественная война, Юле было 17 лет. Она пришла в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста, работала санитаркой, строила оборонительные сооружения под Можайском. После ранения поступила в Школу младших авиаспециалистов и, окончив ее, была направлена в штурмовой полк на Дальнем Востоке.
Поехав на похороны отца, она не возвращается в свой полк, а получает направление на Западный фронт: воевала в Белоруссии, Прибалтике. После контузии в 1944 году была демобилизована. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».


Нет, это не заслуга, а удача – Стать девушке солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне! – писала молодая Друнина.
В 17 лет прямо со школьной скамьи Юля добровольцем ушла на фронт.
Я только раз видала рукопашный, Раз – наяву, и сотни раз во сне, Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Друнина могла тысячу раз погибнуть на войне, могла умереть от воспаления легких в окопах, могла не выкарабкаться после тяжелого ранения осколком в горло, а ушла из жизни по своей воле…
А всё равно меня счастливей нету, Хотя, быть может, завтра удавлюсь... Я никогда не налагала вето На счастье, на отчаянье, на грусть. Я ни на что не налагала вето, Я никогда от боли не кричу. Пока живу – борюсь. Меня счастливей нету, Меня задуть не смогут, как свечу.
В 1990 году Юлия Владимировна была избрана депутатом Верховного Совета СССР, хотя не любила заседаний и совещаний. На вопрос, зачем она баллотировалась в парламент, Друнина ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, – желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане». Поняв вскоре, что ничего существенного сделать на этом поприще она не сможет, Друнина вышла из депутатского корпуса.
21 ноября 1991 года она оставила предсмертную записку, в которой просила никого не винить в ее смерти, заперлась в «Жигулях» в своем гараже и, приняв снотворное, отравилась выхлопными газами. Как написали газеты, известная советская поэтесса не приняла новых принципов перестройки и не смогла смириться с крушением идеалов и развалом родной страны...
21 ноября 1991 покончила с собой поэт-фронтовик Юлия Друнина. «Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть!»
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 12.05.2025, 10:36 | Сообщение # 217 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 12 мая 1925 100 лет назад родился Вениамин Ефимович БАСНЕР (1925, Ярославль — 2.9.1996, Репино Ленинградской обл.), композитор, автор песен «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина».




Вениамин Баснер — советский и российский композитор. Автор музыки более чем к ста кинофильмам. Народный артист РСФСР. Баснер принадлежит к послевоенному поколению советских композиторов, жил и работал в Ленинграде. Диапазон его творческих интересов широк: оперетта, балет, симфония, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, киномузыка, песни, пьесы для эстрадного оркестра.
Широкой популярностью пользуются его песни «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина», «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч», «Березовый сок» из кинофильма «Мировой парень». Любая песня Баснера проста и доходчива, она запоминается с первого раза. И от каждой песни веет ароматом юности, молодости. Со смертью Вениамина Баснера кончилась советская песенная традиция. Есть песни, которые воспринимаются нами как подлинно народные, никак не связанные с авторами, их создавшими.
"С чего начинается Родина?", "На безымянной высоте", "Березовый сок", "Белой акации гроздья душистые", "Крестики-нолики", "Это было недавно, это было давно", "От разлуки до разлуки" - в нашей стране сложно найти человека, который бы никогда не слышал этих песен.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 19.05.2025, 09:47 | Сообщение # 218 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 19 мая 1908 г.
ШАЛЯПИН в роли Годунова.
На сцене парижской «Гранд-опера» Сергей ДЯГИЛЕВ поставил оперу М. Мусоргского «Борис Годунов» с Федором ШАЛЯПИНЫМ в заглавной роли. Этот день можно считать началом знаменитых Русских сезонов Дягилева, продолжавшихся до его смерти в 1929 году.









«Русские сезоны» известны сегодня во всем мире в первую очередь балетами, но началось все не с балетов.
Дягилев планировал показать оперу Мусоргского «Борис Годунов» на русском языке.
В своих мемуарах Дягилев описал немало интересных подробностей организации оперы.
Он пишет: «Для того, чтобы дать особый блеск костюмам, я снарядил ряд экспедиций в северные губернии России, а именно – в Архангельскую и Вологодскую, во главе этой экспедиции встал художник и, главное, большой знаток И.Я.Билибин.
Он лично объехал целый ряд деревень и скупил у крестьян целый ряд старинных превосходных тканных сарафанов, вышивок, головных уборов и прочее, хранившихся у баб в этих губерниях. Он привез груду вещей и из них А.Я.Головин комбинировал костюмы. Вещи эти были настолько ценны и красивы, что я устроил по желанию великого князя Владимира Александровича из них выставку в Императорском Эрмитаже.
Известная фирма [братьев] Сапожниковых в Москве ткала для нас особую парчу по указаниям Головина, словом – не было границ заботам и фантазии, которыми окружали эту постановку».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 23.05.2025, 13:19 | Сообщение # 219 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 22 мая 1524 г. 501 год назад Основан Новодевичий монастырь в Москве
13) 22 мая 1524 года состоялась закладка монументального пятиглавого собора Смоленской иконы Богоматери – самого древнего и главного храма московского Новодевичьего монастыря. Эта дата считается днем основания Новодевичьего монастыря в Москве (хотя по правилам Русской Православной церкви по новому стилю – это 26 мая).
Собор был основан по обету великого князя Московского Василия III Ивановича в память об освобождении в 1514 году старинного русского города Смоленска от господства Литвы. А точнее – в благодарность им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
По преданию, икона Смоленской Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) была написана самим евангелистом Лукой. С нее существует множество списков, в том числе 30 чудотворных. Она была перенесена в монастырь из московского Кремля в 1525 году.







Именно в центральном соборе Новодевичьего запечатлена память о выдающемся событии русской истории – успешном Смоленском взятии. Идеологически этот факт стоит в том же ряду, что и собор Василия Блаженного, который фиксирует Казанское и Астраханское взятие середины 16 века.
Главный престол собора освящен в честь одной из величайших святынь древней Руси – Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия», северный придел храма – в честь апостолов Прохора, Тихона, Пармена и Никанора, на день памяти которых приходился штурм города. Освящение южного придела было связано с празднованием Происхождения Честного древа Креста Господня – в этот день состоялся въезд Василия III в Смоленск.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 27.05.2025, 21:47 | Сообщение # 220 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 27 мая 1795 г. 230 лет назад Основана первая государственная общедоступная библиотека в России
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России, одно из крупнейших в мире информационно-библиографических учреждений, российский центр научно-исследовательской и научно-методической работы в области библиотековедения, библиографии и книговедения.
(16) 27 мая 1795 года Указом императрицы Екатерины II была создана Императорская публичная библиотека и национальное книгохранилище.


Тогда же Екатерина II высочайшим повелением одобрила представленный архитектором Е. Соколовым проект здания библиотеки, строительство которой началось в июне 1795 года. Это было первое в России здание, предназначенное именно для библиотеки. Место было выбрано в центре столицы, при пересечении улицы Сенной (Большой Садовой) с Невским проспектом, недалеко от императорского дворца и вблизи оживленного Гостиного двора.
По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно европейским библиотекам, хранившим архивы национальной печати и памятники письменности, новой российской библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей. Но также она была задумана и организована как публичная и общедоступная.
Она учреждалась «в пользу любителей учености и просвещения», предназначалась для «публичного употребления», где целью ставилось «общественное просвещение россиян».
В России день основания Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга на основании указа президента РФ от 27 мая 1995 года отмечается как Общероссийский день библиотек.
А сама библиотека, согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации.





Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 30.05.2025, 14:38 | Сообщение # 221 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| День окрошки
30 мая отмечается один из гастрономических праздников, посвященный одному из древнейших русских блюд, — День окрошки.
Окрошка — традиционное блюдо русской кухни, одно из самых популярных летних блюд. С приходом тепла появляются свежие овощи и зелень, к тому же этот холодный суп — лучшая еда для летнего периода, хорошо освежающая в жаркий день. Поэтому не удивительно, что накануне лета, празднуют такой праздник.






Рецепт окрошки уходит корнями в далекое прошлое. Издревле на Руси крестьяне готовили простые блюда из овощей. Например, редьку с луком на квасу; тюрю из сухарей, хлебных корок, растительного масла и лука на простокваше; ботвинью — суп из отваренных и протертых листовых овощей и зелени («ботвы») на кислом квасе (иногда туда добавляли красную рыбу).
Именно ботвинью считают «прародительницей» окрошки. Её рецепт упоминается в знаменитой книге «Домострой» 16 века. В ранних вариантах в окрошку добавляли соленья (например, соленые огурцы, сливы или грибы), а позднее — отварные овощи (картофель, морковь, репу) и пряные травы. Кстати, название «окрошка» свидетельствует о том, что для блюда требуется покрошить овощи.
И сегодня разнообразие рецептов этого старинного, но не менее популярного блюда поражает воображение. Хотя чаще всего окрошку принято готовить из овощей, зелени и мяса, ветчины или колбасы. Существуют рецепты и вегетарианской окрошки. В общем, готовить не сложно, а есть приятно.
Поэтому гурманы и ценители национальной русской кухни ежегодно отмечают 30 мая День окрошки.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 07.06.2025, 09:20 | Сообщение # 222 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 6 июня 1714 года, закончено строительство 22-главой Преображенской церкви на острове Кижи
06.06.1714 - Закончено строительство 22-главой Преображенской церкви на острове Кижи– уникального образца русского деревянного зодчества (включен в список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО).
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
1. Предки современных кижан — новгородцы. Тысячелетие назад выходцы из Новгорода стали осваивать суровые северные края: рыбачили, сеяли, разводили скот. В ХV веке кижские земли вошли в состав Московского княжества и впервые упоминались в летописях как Кижский погост — объединение деревень.
2. Кижи — небольшой остров, покрытый углистым сланцем. «Кижский чернозем», «северный антрацит», или шунгит, привлекал мастеровых. «Аспидным камнем» красили артиллерийские орудия и лечились. Считалось, что он возвращает молодость. Во второй половине XVII века в Заонежье появился первый завод. Его основателем стал новгородский купец Семен Гаврилов. К концу XVII века на территории Кижского и Шунгского погостов действовало уже пять небольших чугунолитейных и железоделательных заводов.



3. Прославиться поселение могло… ножами. Уникальные кижские ножи, практически не ржавеющие и не тупящиеся, — нарасхват шли на Тихвинской ярмарке. Но попытки индустриализации местные крестьяне приняли в штыки. Даже подняли восстание. И всемирную известность одному из 1369 островов Онежского озера принесли два деревянных храма и одна колокольня.


4. Церковь Преображения Господня. Построена три столетия назад. Срубил 22-главый храм неизвестный мастер на месте старой церкви, сгоревшей от удара молнии. Легенда гласит, что в 37-метровом здании нет ни одного гвоздя. Но хоть сруб и построен по русским плотницким канонам, гвозди все же есть — в куполах.
5. Вторит главной достопримечательности Кижей еще один древний храм острова — Покровская церковь. Изящные и стройные пропорции, купола с ажурной короной дополняют величие Преображенского храма. В Покровской зимней церкви службы проводятся с Покрова и до Пасхи.




6. Расписаны иконостасы храмов по северным традициям. Иконы плавно переходят в своды. Небеса — потолочные иконы из Кижского собрания — выставлялись в итальянском музее. Часть уникальной заонежской коллекции представляли в итальянской провинции Потенца в рамках Года русского языка.

7. Архитектурное эхо ансамбля — шатровая колокольня. Здание перестраивалось в ХIХ веке — «за ветхостью». 60 лет колокольня пребывала в безмолвии. С 1929 года колокольный звон был под запретом. И лишь в 1989-м вновь зазвучали все 12 колоколов — девять старинных и три вновь отлитых.
8. Кижи как памятник архитектуры попали в поле зрения специалистов в середине ХIХ века. От Академии художеств на острове побывал десант из художников и архитекторов. В 1911 году пейзажист Иегошуа Шлуглейт написал картину «На далеком Севере». Изображение Кижского погоста приобрел император Николай II.




9. Музей под открытым небом. 68 построек со всей Карелии собраны в Кижах. В их числе — один из самых древних деревянных храмов в России: церковь Воскрешения Лазаря до XVI века. В 1966 году Кижи стали музеем, а затем и школой под открытым небом. С мая по сентябрь на остров съезжаются школьники и студенты — изучать этнографию.
10. Четверть века назад Кижский погост был признан ЮНЕСКО всемирным наследием, одновременно с историческим центром Санкт-Петербурга и Московским Кремлем. Уникальным архитектурный ансамбль назван сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.

Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 16.06.2025, 20:44 | Сообщение # 223 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 16 июня 1834 г. (4 июня по ст. ст.) Цензор Александр НИКИТЕНКО позволил печатать сказку 19–летнего студента Петра ЕРШОВА «Конёк–Горбунок» отдельной книгой.
Весной молодой профессор кафедры русской словесности Санкт–Петербургского университета дал разрешение напечатать главы стихотворной сказки в журнале «Библиотека для чтения».
Тогда Россия впервые узнала имя автора, представшего в компании Василия ЖУКОВСКОГО, Александра ПУШКИНА, Ивана КРЫЛОВА, Дениса ДАВЫДОВА. Предуведомляя читателей, что это произведение совершенно неизвестного им пера, редакция блистательно доказала свой тезис, написав фамилию «юного сибиряка» с двумя буквами «е» — Ершев.
Вместе с тем редакция не поскупилась на комплименты, отметив «удивительную легкость и ловкость стиха, точность и силу языка, любезную простоту, веселость и обилие удачных картин», достойных «стоять наряду с лучшими местами русской легкой поэзии».
«Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня. Но, сказать тебе по дружбе, Это службишка, не служба; Служба всё, брат, впереди!».




Известна и высокая оценка Пушкина, сказавшего после прочтения рукописи: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Бывал у поэта Ершов не часто, только когда вытащат. По своей молодости он был страшно обидчив и подумал, что Пушкин смеется над ним, когда в ответ на его признание в любви к малой родине услышал: «Да вам и нельзя не любить Сибири. Во–первых, это ваша родина, во–вторых — это страна умных людей».
Позже он понял, что речь шла о ссыльных декабристах.




«Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял!».
О детстве и отрочестве Ершова известно мало, чтобы понять, что позволило столь юному автору создать хрестоматийное произведение. Его отцу, полицейскому чиновнику, приходилось часто менять место жительства. До перевода в столицу семья жила в Тобольске.
Там в гимназии преподавал и директорствовал Иван МЕНДЕЛЕЕВ. Когда Ершов вернулся в Сибирь, он стал наставником и другом сыновей своего учителя. Имя Дмитрия МЕНДЕЛЕЕВА, открывшего периодический закон, сегодня знает весь мир.


«Я там был, Мёд, вино и пиво пил; По усам хоть и бежало, В рот ни капли не попало».
Хотя Ершов и не оставлял литературной деятельности, «Конек–Горбунок» остался вершиной его творчества. Но был период, когда его имя практически забыли. Случилось это в последние годы царствования НИКОЛАЯ I, когда в сказке усмотрели крамолу (цензура и прежде заставляла удалять любой намек на сатиру) и запретили ее печатать.
Когда запрет был снят, Ершов написал:
«Конек» мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Он… тешит люд честной, старых и малых, и сидней, и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до окончания века».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, Вчера, 17:19 | Сообщение # 224 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1581
Статус: Оффлайн
| 22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории России - начало Великой Отечественной войны
День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны
Двадцать второе июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины.
Отдавая дань памяти жертвам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также жертвам всех войн за свободу и независимость нашего Отечества, постановляю:














Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |